Наверх

05.02.2023 г. Лопаты хлебопечные в собрании ГБУРК "Крымский этнографический музей"

 

Гайворонская О.Б.

Старший научный сотрудник музея

В повседневной жизни восточных славян в древности в каждом деревенском доме пекли хлеб в печи. Важным и необходимым предметом домашнего хозяйства была хлебопечная лопата. Она имела вид широкой деревянной лопаты с длинной ручкой. Изготавливали ее обычно из целого куска дерева липы, осины и ольхи. Сложность изготовления состояла в том, что трудно было подыскать дерево нужной толщины с минимальным количеством сучков. Обычно с заготовки снимали кору и раскалывали пополам, получая две плахи для изготовления двух лопат. Затем доску гладко остругивали и чертили контуры будущей лопаты, вытесывали заготовку лопаты, скругляли черенок и стесывали рабочую часть до нужной ширины. Для придания законченного вида вся поверхность лопаты скоблилась и зачищалась от шероховатости шлифовальной шкуркой.

Ставили лопату возле печи всегда ручкой вверх и запрещалось использовать ее не по назначению. Считалось, что нарушение этого запрета может повлечь за собой болезни близких и хлеб перестанет подниматься. Также после того, как хлеб сажали в печь, хлебную лопату следовало высоко поднять, дотронуться до балки или печной трубы, чтобы хлеб хорошо поднялся.

Хлебную лопату использовали во время лечения детей, в обряде «перепекания ребенка». К нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца. Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнской утробе. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. 

Печь в преставлении крестьян олицетворяла собой отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя. При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба. Младенца предварительно обмазывали ржаным тестом, замешанным на воде из трех колодцев, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Обмазанного ребенка укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую печь. Обычно этот обряд проводила бабка-знахарка или сама мать. Таким образом считалось, что у ребенка как бы сжигали болезнь и у него добавлялись жизненные силы.

Хлебопечная лопата в деревнях являлась обязательной частью приданного дочери как знак будущей сытной и богатой жизни.

В 2004 году музею была пожертвована хлебопечная лопата с короткой ручкой (КП - 3595, ИБ - 1568) начала ХХ в. Перепел Зинаидой Васильевной, украинкой, жительницей города Симферополя, переселенкой 50-х годов ХХ в. из села Довгалевского Ракитнянского района Киевской области. Лопата деревянная цельная, состоит из рабочей части в виде овала и короткой ручки, прямоугольной в сечении.

В 2005 году музею была пожертвована Спириной Ириной Владимировной, русской, жительницей города Симферополя лопата для хлеба с длинной ручкой (КП - 3712, ИБ – 1661), изготовленная в Крыму в русской семье в 50-е годы ХХ в. Лопата деревянная цельная, состоит из рабочей части в виде прямоугольника со скругленными углами и длинной ручки, круглой в сечении.

Хлебные лопаты представлены в комплексе «Хозяйственные орудия труда народов Крыма» на стационарной выставке «Мозаика культур Крыма».