Наверх

15.03.2023 г. Чапельник середины XX века в коллекции Крымского этнографического музея

Филиппова Наталья Александровна

Заведующая научно-исследовательским отделом

этнографии народов Крыма

 

 В русской печи готовили не только в чугунах и горшках, но и в сковородах. Так, например, на Масленицу хозяйки традиционно пекли блины, используя чугунные сковородки, не имеющие ручки.  Для того, чтобы вытащить их из печи, нужно было специальное приспособление – чапельник, представляющий собой металлический крюк с упором, надетый на длинный деревянный черенок.

Термин сковородник («чапельник») был известен уже в XVI-XVII вв. С помощью этого предмета поднимали глиняные сковороды больших размеров с низким краем.

Согласно Словарю Даля, слово чапельник употреблялось в Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Калужской, Тверской, Смоленской («чепела») и Нижегородской («чапляник») губерниях России, и происходит от диалектного слова чапать, означающего «цапать, хватать, брать».

В народе сковородник также известен как блинник, выхватень, дежка, емки, загнётка, клюка, клюшка, крюк, лепёшечник, насковородник, пашник, печальник, печелюжник, подчапельник, цапальник, цапля, чапела, чапельник, чаплик, чапляник.

Кроме использования сковородника по назначению он применялся в различных обрядовых действиях. В родильной обрядности служил оберегом при посещении роженицей бани.

В свадебном ритуале во время снимания покрывала с невесты свекровь, подойдя к невесте со сковородником в руках и поднимая им шаль, выясняла: «Не крива ли молода, не слепа?».

Широко применялся сковородник для очерчивания круга в различных гаданиях, особенно в святочных гаданиях о замужестве.

В Вологодской губернии в рождественскую полночь две девушки ходили «слушать» на перекрёсток дорог, беря с собой сковородник. Придя на перекрёсток, очерчивались сковородником «по солнышку», приговаривая: «Чёрт черти, к нам на глаза не показывайся». После чего слушали: стук топора предвещал смерть, звон колокольчиков – свадьбу.

В другом варианте подобного гадания круг сковородником чертился под другие слова: «Сходитеся, все лесные, болотные, речные черти, покажите жениха. Скажите, выйдет или не выйдет Анна замуж». Слушали: не едет ли кто; если слышался стук копыт, кричали: «Едет, едет, – расходитесь, разъезжайтесь все, а то задавит вас». Затем «развораживались»: шли со сковородником в другую сторону, говоря: «Расходитесь, разъезжайтесь, все лесные, болотные черти. У нас чиста душа, освободилась». Считалось, что, если не «разворожишься» – могут задавить черти.

Во время гадания об урожае в первый день Рождества старик в чёрной рубахе садился на печной столб и говорил: «Иди, Мороз, кутью есть на чугунную борону с железным кнутом», что означало: если Мороз отведает кутьи, то будет что положить на сковороду (чугунную борону) и что вынуть из печи сковородником (железным кнутом).

В коллекции Крымского этнографического музея имеется чапельник (сковородник) (КП-10021, ИБ-5577) с длинной деревянной ручкой, на конце металлический крюк, предназначенный для вынимания сковороды из печи.

     Металлическая часть чапельника прикреплена к деревянной рукояти гвоздем.

    Чапельник бытовал в Крыму и относится к середине XX века.

Данный предмет представляет собой устаревший вид печного приспособления, использовавшийся в домах русских переселенцев.

Чапельник стал прекрасным дополнением экспозиционного комплекса «Русские Крыма» на стационарной выставке «Мозаика культур Крыма».