Наверх

25.06.2021 г. Ступа деревянная с пестом из фондов Крымского этнографического музея

Гайворонская О.Б.

старший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

У русских есть пословица: «Щи да каша – пища наша». Казалось бы, чего проще сварить кашу? Однако, как говорили крестьянки: «Пока крупу к варке приготовишь - семь потов сойдёт». Вначале зёрна пшеницы   нужно было освободить от оболочки – лузги. Толкли   зерна всегда женщины и девочки – подростки. Для этих целей служила ступа с пестом - приспособление для измельчения и растирания зерновых.

Ступы выдалбливались из дерева твердых пород: дуба, березы, сосны, осины. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа.  От бревна отрезали нижнюю часть ствола без сучков, сдирали кору, сердцевину выжигали и вычищали скребком. Высота ступы обычно достигала 80 см, глубина – 50 см, диаметр – 40 см. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100 см длины при диаметре около 7 см, для удобства пест делали с перехватом посередине.  Ступа была обязательным хозяйственным предметом в каждом крестьянском доме.

Бытовое использование ступы и песта регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По поверьям, не следует оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью им будет толочь нечистая сила болезнь и рассевать по народу; во время пожара нужно было перевернуть ступу кверху дном, чтобы утих огонь. В древние времена духи стихий также связывались со ступой и пестом. В частности, грозовые облака уподоблялись ступе, а молнии — песту, ударявшему по ней. Во время засухи парни бросали в колодец ступу, пест и кувшины, чтобы вызвать дождь.

Ступа в обычаях у наших предков, выполняла существенную обрядовую роль, в том числе в отправлении столь важных событий, как свадьба и похороны.

В свадебном обряде, когда семья жениха посылала в дом невесты сваху, ей вслед катили ступу, которая должна была обеспечить положительный результат сватовства. Сваха также должна была в сенях невесты троекратно обернуть вокруг себя ступу со словами: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». В некоторых местах ступу во время свадьбы рядили в женский наряд, а пест — в мужской. Чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая войдя в дом мужа, должна была присесть и на пест, и на ступу.

В погребальном обряде русских считалось, что нельзя течение трех дней после смерти человека толочь в ступе, так как там три дня пребывает душа умершего.

Русские приписывали ступе целебные свойства. Если в семье кто-нибудь заболевал, в ступе старались истолочь болезнь. Причем, толкли в ступе не только человеческие, но и болезни домашних животных.

В 1997 году в Крымский этнографический музей была пожертвована Романчук О.С., жительницей одного из первых русских поселений – села Мазанка Симферопольского района, большая деревянная ступа с пестом (КП-2032, ИБ-814) начала ХХ в. Ступа бытовала в русской семье, изготовлена русским мастером в классическом варианте – выдолблена из дуба, высота – 87 см, пест имеет длину 100 см, при диаметре около 7 см. Она изготовлена из цельного ствола дуба, имеет форму перевернутого усеченного конуса, на круглой подставке. Пест выполнен из цельного дерева, в центральной части имеет отшлифованную ручку - перехват.

Ступа представлена на стационарной выставке музея «Мозаика культур Крыма» в комплексе, посвященном хозяйственной деятельности крымских народов.