Наверх

Выставка «Русский самовар. Традиции чаепития»

В Крымском этнографическом  музее представлена  коллекция самоваров и предметов чайной церемонии, основу которой составила коллекция Ю.К. Наскрипняка. Она включает в себя изделия наиболее известных фабрикантов – Баташевых, Капырзина, Тейле, Шемариных, Ваныкиных, Аленчикова и Зимина, Шапошникова и др.

 

 

Самовар появляется в сер. XVIII в., а к нач. XIX в. прочно завоёвывает свои позиции. С середины XIX в. он становится символом русской культуры.

В Крымском этнографическом музее представлена  коллекция самоваров и предметов чайной церемонии, основу которой составила коллекция Ю.К. Наскрипняка. Она включает в себя изделия наиболее известных фабрикантов – Баташевых, Капырзина, Тейле, Шемариных, Ваныкиных, Аленчикова и Зимина, Шапошникова и др. Самовары имеют самые разнообразные формы: «банка», «рюмка», «шар», «ваза», «яйцо», «жёлудь», «дуля», «репка» и их разновидности.

Объём их также различен – от самых маленьких ёмкостью до 200 граммов до наиболее крупных вместимостью до 20 литров. Датируется коллекция сер. XIX – кон. XX вв.

В жизни русских чаепитие занимает особое место. Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей. Чаепитие создаёт условия для задушевного разговора. Интерьер чайной кон. XIX – нач. XX вв. и магазина товаров для чайной церемонии можно увидеть в экспозиции.

И в советское время самовар остался главным предметом домашнего обихода, который олицетворял гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют. Многообразие предметов чайной церемонии 50-70-х гг. ХХ в., представленных в экспозиции, служит тому примером.

Тема «самовара» широко вошла в русское искусство. В XIX в. появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром. Репродукции таких произведений и фотоматериалы из крымских музеев прекрасно дополняют экспозицию.