Наверх

Статьи и материалы

Шаврова Н.А.

заведующая научно-исследовательским отделом

этнической истории и традиционной культуры

народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

В коллекции Крымского этнографического музея представлены ювелирные изделия (пояса женские), выполненные в традициях Кубачи (селение Кубачи «оружейники», Дагестан) конца XIX – начала XX веков. С 1900–х гг. мастера стали производить так называемые кавказские изделия: пояса, пряжки, флаконы для духов, чернильницы, наперстки…Эти изделия мастера украшали чернением, гравировкой и растительным орнаментом, похожим на кавказский, и надписью «Кавказ». 

Шаврова Н.А.

заведующая научно-исследовательским отделом

этнической истории и традиционной культуры

народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

В результате закупки 2017 года за счет бюджетных средств, выделенных Министерством культуры Республики Крым, в фонды Крымского этнографического музея поступил интересный экспонат – нож для очистки фруктов.

Ломакина М.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма кон. XVIII -XXI вв.

Издавна ювелирные украшения играли важную роль в жизни человека. Они были оберегами, которые защищали от злых духов, по ним можно было определить, к какому социальному сословию принадлежит человек, какую веру исповедует.

Ювелирные изделия являются важной частью материальной культуры крымских народов. Они отличаются большим разнообразием. Это были украшения для головы, кос, шейно-нагрудное украшения, пряжки для пояса, браслеты, кольца. Пояса были важным элементом женского и мужского народного костюма. Мужчины и женщины носили тканые, плетеные, вязаные пояса, которые украшались различными орнаментами солярными и обереговыми знаками, и стилизованными изображениями животных, растений, родовыми знаками и т.д.

Вивтоненко А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

Самым распространенным видом декоративно-прикладного творчества российских немцев является вышивка. Ее приемам девочек обучали с раннего возраста. Вышивкой украшали одежду и аксессуары, а также различные предметы быта (полотенца, скатерки, салфетки, занавески и т.д.), занимавшие важное место в декоре интерьера их домов. 

Шаврова Н.А., 

заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Коллекция музыкальных инструментов Крымского этнографического музея начала складываться с 1994 года. На сегодняшний день она  насчитывает более 50 предметов и отражает музыкальный быт армян, греков, крымских татар, крымчаков, русских, украинцев, немцев, чехов, эстонцев, итальянцев.

Достаточно большая в музейных фондах коллекция русских народных музыкальных инструментов как кустарного, так и фабричного производства. Особенно выделяются гармони и баяны, датирующиеся 20-80-ми гг. XX века, в количестве 16 единиц. 

Гайворонская О.Б.

старший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.     

Культура кофе и традиция кофепития пришли в Крым из Константинополя (Стамбула) после вхождения южной части Крыма (в конце XV в.) в состав Османской империи. Вначале этот ароматный напиток был доступен только крымским ханам, а также знатным и богатым людям.  Со временем он распространился среди простого населения.

В Крымском ханстве кофейни стали неотъемлемой частью культуры и местом общения народов Крыма: крымских татар, армян, греков, караимов, крымчаков и др. Здесь за чашечкой кофе мужчины обсуждали важные события местного и государственного значения, решали хозяйственные проблемы и др.  Описание кофеен содержится в трудах путешественников и дипломатов, посещавших Крымское ханство. Больше всего кофеен находилось в Бахчисарае, Карасубазаре, Ак-Мечети.  Русский меценат, князь Анатолий Николаевич Демидов, посетивший Карасубазар в путешествии по Крыму, сообщает в своем издании «Путешествие по Южной России и Крыму» 1853 года: «Внутренность каждого кофейного дома разделяется на квадратные пространства, отделяемые друг от друга деревянными решетками; подобные квадраты устроены по ту и другую стороны каждой комнаты, а в середине идет длинный проход, в виде коридора. Вы входите в любую из этих клеток и в каждой из них найдете множество праздных татар, армян, караимов, которые, усевшись на диванах, с длинными черешневыми чубуками в руках, проводят целые часы только в том, что молча курят трубку, лишь изредка произносят они несколько слов голосом тихим, не изменяя нисколько величественного, почти совершенно неподвижного положения…»

 Ломакина М.А.,

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

Украшения издавна считались особой частью культуры народа. Являясь произведениями искусства, они служили оберегами,  могли поведать о социальном статусе и семейном положении, свидетельствовали о материальном достатке и даже возрасте их владельца. При помолвке молодые люди дарили своим невестам комплект украшений, которые затем становились её имуществом и в случае развода или смерти мужа обеспечивали семье содержание на первое время. Важной деталью комплекта ювелирных украшений женщин крымских татарок был пояс (къушакъ). Пояса во многих семьях были реликвией, передавались по наследству от матери к старшей дочери, во время свадебной церемонии ими благословляли. Перед началом свадебной церемонии происходил обряд «опоясывания»: отец или брат несколько раз обходили невесту, затем застегивали пряжку – благословляя.  Также пояс на талии был знаком отличия обычных людей от обитателей подземного царства, которые носили его на бедрах. 

Вивтоненко А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

В 1873 г. был основан филиал шведского фарфорового предприятия «Rörstrand» в Финляндии. Фабрику построили на окраинах города Хельсинки (по-шведски Helsingfors), в бывшем промышленном районе «Arabianranta» («арабский берег»), благодаря которому ее и назвали – «Arabia». В 1916 г. предприятие перешло уже во владение финских собственников. С момента основания фабрики ее фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия пользуются широкой популярностью в Финляндии и других стран.

Вивтоненко А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Курение табака получило широкое распространение среди населения Крымского ханства после его проникновения на территорию полуострова в начале XVII в. из Османской империи, став популярным обычаем в культуре различных народов – крымских татар, армян, греков, караимов и крымчаков.

По преимуществу табак в Крым ввозился через Гезлев (совр. Евпатория) из Стамбула и Анатолии. После присоединения полуострова к составу Российской империи появились местные посевы табака в Симферопольском, Ялтинском и Феодосийском уездах. Центрами табаководства стали территории Южного берега Крыма, Бахчисарай и долина Салгира. Изначально крымские сорта табака от турецких (басма) отличались только тем, что были крепче и с менее интересным ароматом. В 1822 г. на полуострове вывели местный сорт Дюбек. В 1861 г. была открыта первая фабрика по переработке табака в Крыму купцом Вениамином Стамболи, караимом по происхождению. 

Вивтоненко А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Важным дополнением к национальному женскому костюму крымских татар служили ювелирные украшения, имевшие как эстетическое, так и функциональное назначение (детали одежды и прически, обереги и др.). Это разнообразные по форме, орнаменту и технике изготовления височные, шейные и нагрудные украшения, серьги, амулеты, пояса и пряжки к ним, браслеты и кольца.

Данные изделия изготавливали как крымские мастера, так и привозили из других территорий, особенно из Турции и Кавказа.

Ювелирные украшения делались из серебра (чаще всего), золота, мельхиора и других металлов. Традиционной техникой обработки и украшения драгметаллов для крымских татар являлась филигрань – фоновая и ажурная, помимо которой работали также в техниках зерни, золочения, ковки, литья, гравировки и др. Инкрустировали обычно сердоликом, перламутром, бирюзой, алмазами, янтарем, кораллами и жемчугом. Важное место занимали также разнообразные узоры в виде растительного, геометрического и эпиграфического орнаментов.

Ломакина М.А.,

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

История заварочного чайника в Европе началась с XVI века, когда стал известен сам напиток. Поначалу чайники начали изготавливать из обычной глины, той же, из которой делали посуду. Фарфор в то время в Европу экспортировался из Китая и был доступен очень немногим. Фарфоровые заварочные чайники появились в Европе в XVIII веке, когда в Мейсене открылась, первая мануфактура по изготовлению фарфора. Изделия Мейсенского фарфорового завода по качеству ничем не уступали китайским. Именно они были особенно популярны в Российской империи в XVIII веке.

С середины XVIII века на территории России появляются первые мануфактуры по производству фарфоровой посуды. В 1744 году по приказу императрицы Елизаветы под руководством барона И.А. Черкасова, в 10 километрах от Петербурга началось строительство «порцелиновой мануфактуры» (порцелином называли белый фарфор). 

Вивтоненко А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

В 1999 году было зарегистрировано Крымское французское общество, основными целями которого являются объединение людей французского происхождения, а также сохранение культуры своего народа. Важное место в деятельности общества занимает создание условий для изучения родного языка: открытие воскресной школы, проведение культурно-просветительских мероприятий, поиск специальной литературы и т.д.

Интересно, что в советский период крымские французы самостоятельно приобретали переведенные на французский литературные произведения русской классики, знакомые им еще со школьных времен, для изучения языка в домашних условиях.

Вивтоненко А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Изготовление изделий из фаянса в Англии опередило развитие местного фарфорового производства. Фаянс в Великобританию первоначально поставляли с территории Франции и Голландии. В XVII веке появились первые фаянсовые мануфактуры в Англии. Лучшим керамистом в данной области по праву считается Джозайя Веджвуд (1730-1795), изделия которого стали эталонными для мастеров фаянсового производства. С конца XVIII века английских фаянс массового изготавливали на многочисленных фабриках и поставляли на территорию Индии, Бразилии, США и других стран. Данное производство сосредоточилось в графстве Стаффордшир с центрами в городах Сток-он-Трент, Ньюкасл, Фентон, Хэнли, Тансталл, Лонгтон и Барслем, в которых на 1868 г. насчитывалось 226 керамических фабрик и заводов.

Шаврова Н.А., 

заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Конец IX – начало Х века в Древней Руси – период гончарного производства и появления в обиходе посуды из глины. Она изготавливалась с помощью гончарного круга в форме овала, конуса или цилиндра. Из глины делали различные виды посуды: кувшины, ложки, горшки, чашки, крынки, миски.

Интересным изделием являются щанки (спорыши, поляточки, близнята, двоешки, двойнички, спарыши, парники) — глиняный сосуд из 2-х или 3-х горшков одинакового или разного размера, скреплённых ручкой.

В спорышах носили еду на поле («щи да каша») в сенокос или жатву.

Шаврова Н.А., 

заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором сообщается, что «…пели песни и в тое балалайку играли…».

23 июня - является Международным неофициальным днем балалайки, который начали отмечать уже с 2008 года.

Название инструмента типично народное. Корень слова «балалайка» имеет родство с такими русскими словами, как балакать, балаболить, балагурить, что значит «разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить». Все эти понятия передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, не очень серьёзного.

Ломакина М.А.,

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Уникальную живописную работу – фаюмский портрет передала в фонды ГБУРК «Крымский этнографический музей» автор картины, иконописец Надежда Макриди.

Родилась в поселке Зуя Белогорского района в греческой семье. В 1998 г. вместе с родными уехала в Грецию, где прожила 10 лет. С 2004 по 2008 гг. она, по совету сестры, поступила в иконописную школу при храме «Успения Пресвятой Богородицы» в Афинах, где посещала семинары известного мастера иконописи Георгия Кордиса.

Шаврова Н.А., 

заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Шофар имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день или День искупления). Этот инструмент непременный атрибут празднования Рош ха-Шана. Его  в Торе называется день трубного звука. Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан, иногда шофар оповещал о начале военных действий или о приближающемся бедствии.

Шаврова Н.А., 

заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Бандура - один из старейших, и самый любимый инструмент украинского народа. В прошлом был распространен преимущественно в восточных районах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником бандуры считается кобза. Наиболее ранние литературные сведения о бандуре относятся к XV-XVI вв., а изображения – к XVIII веку. Большой популярностью бандура пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент бандуры пели украинские думы, народные песни.

Шаврова Н.А., 

заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Тар (от перс. — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персии. Получил распространение в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока.

Шаврова Н.А., 

заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Самая высокая по звучанию среди медных духовых инструментов – труба. В качестве сигнальных инструментов сигнальная труба использовалась с древнейших времен, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.

Армянская народная музыка — это переплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, отражающих как радостные, так и печальные события в жизни народа. Армянские музыканты всегда обладали прекрасными голосами. Ни одна армянская свадьба не обходилась без музыкальных инструментов.

Коллекция армянских музыкальных инструментов в собрании Крымского этнографического музея невелика, однако отображает  важную часть духовной культуры народа. Музыкальные инструменты не только позволяют извлекать звуки, превращая их в мелодию, но и являются образцом декоративно-прикладного творчества армянских мастеров.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю и представляют пример национального музыкального искусства.

Фотографии, использованные для построения экспозиций, играют важную роль при формировании целостного образа реконструируемого объекта или события. Изображение помогает «оживить» экспонаты и вписать их в общую тематику выставки. Посетитель, рассматривая фото, может представить, то, как жили и выглядели наши предки. Фотодокументы являются важным источником для изучения прошлого и понимания людей того времени. Используя современные формы работы, а именно создание электронных фотоальбомов, дает возможность посетителю получать доступ к музейным фотографиям не угрожая их сохранности, что не маловажно для редких и плохо сохранившихся фото. Также электронный фотоальбом дает возможность непосредственного контакта с «живой» историей и настоящим историческим источником. Распространение электронных устройств раскрывает широкие возможности для просвещения граждан.

Культурное наследие, оставленное нам нашими предшественниками, становится достоянием всех людей лишь при условии его сохранения и популяризации. Предназначение каждого музея – не только найти, изучить и сохранить предмет, но также   сберечь связь поколений.  Музейный работник всегда должен рассматривать каждый музейный предмет в контексте своей эпохи. Это относится также и к коллекции новогодних открыток в ГБУРК «Крымский этнографический музей», которая ранее не исследовалась. Эта коллекция относится к началу XX – концу XX вв. и насчитывает 147 единиц хранения. Коллекция сравнительно небольшая, но интересная для исследования. Она позволяет проследить историю развития новогодней открытки. Каждую коллекцию необходимо систематизировать, выделив по основным категориям и тематике [1]. Открытки были подарены музею людьми разных национальностей, проживающих в Крыму. Часть открыток поступила в результате экспедиционных сборов музея.

Формирование коллекции фотодокументов Крымского этнографического музея начинается с момента основания учреждения в 1992 году.

Фотографии являются важным источником по материальной и духовной культуре народов, населяющих Крым. Благодаря изображениям, зафиксировавшим повседневную жизнь, традиционные обряды и внешний вид жителей полуострова, мы получаем более полную картину действительности, окружавшей наших предков.

Большая часть фотоматериала, представленного в данной работе, по культуре крымских немцев, анализируется и вводится в научный оборот впервые. Некоторые снимки широкой аудитории.

В данной статье  делается попытка анализа коллекции фотографий с изображением музыкальных инструментов народов, проживающих на Крымском полуострове, а также введение их в научный оборот. Большинство фотографий не были опубликованы и неизвестны широкой публике.

В справочном указателе Крымского этнографического музея за 1992–2014 годы содержится обзор издательских проектов, статей сотрудников музея и публикаций в средствах массовой информации о деятельности музея. Материал, собранный в данном издании, предназначен для специалистов- музееведов, студентов профильных высших учебных заведений, представителей национально-культурных обществ и всех, кто интересуется современной историей Крыма.

 Гармонь в годы Великой Отечественной войны на основе коллекции Крымского этнографического музея.

 

В статье содержится обзор коллекции музыкальных инструментов середины XIX – начала XXI веков из собрания Крымского этнографического музея. Дается краткая характеристика музыкальных предметов, их особенностей, приводятся интересные факты из истории некоторых инструментов. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся материалы из фондов музея.

Баранова Е.М. заведующая отделом культурно-просветительской, выставочной и методической работы ГБУ РК «Крымский этнографический музей». Краткая информация о деятельности  Крымского этнографического музея 1992-2015 гг.

О. Б. Гайворонская. Старший научный сотрудник КЭМ

Женская традиционная одежда болгар Крыма  конца XIX – начала XX в. в собрании Государственного бюджетного учреждения Республики Крым  «Крымский этнографический музей»