Наверх

Статьи и материалы

Шофар имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день или День искупления). Этот инструмент непременный атрибут празднования Рош ха-Шана. Его  в Торе называется день трубного звука. Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан, иногда шофар оповещал о начале военных действий или о приближающемся бедствии.

Бандура - один из старейших, и самый любимый инструмент украинского народа. В прошлом был распространен преимущественно в восточных районах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником бандуры считается кобза. Наиболее ранние литературные сведения о бандуре относятся к XV-XVI вв., а изображения – к XVIII веку. Большой популярностью бандура пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент бандуры пели украинские думы, народные песни.

Тар (от перс. — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персии. Получил распространение в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока.

Самая высокая по звучанию среди медных духовых инструментов – труба. В качестве сигнальных инструментов сигнальная труба использовалась с древнейших времен, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.

Армянская народная музыка — это переплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, отражающих как радостные, так и печальные события в жизни народа. Армянские музыканты всегда обладали прекрасными голосами. Ни одна армянская свадьба не обходилась без музыкальных инструментов.

Коллекция армянских музыкальных инструментов в собрании Крымского этнографического музея невелика, однако отображает  важную часть духовной культуры народа. Музыкальные инструменты не только позволяют извлекать звуки, превращая их в мелодию, но и являются образцом декоративно-прикладного творчества армянских мастеров.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю и представляют пример национального музыкального искусства.

Фотографии, использованные для построения экспозиций, играют важную роль при формировании целостного образа реконструируемого объекта или события. Изображение помогает «оживить» экспонаты и вписать их в общую тематику выставки. Посетитель, рассматривая фото, может представить, то, как жили и выглядели наши предки. Фотодокументы являются важным источником для изучения прошлого и понимания людей того времени. Используя современные формы работы, а именно создание электронных фотоальбомов, дает возможность посетителю получать доступ к музейным фотографиям не угрожая их сохранности, что не маловажно для редких и плохо сохранившихся фото. Также электронный фотоальбом дает возможность непосредственного контакта с «живой» историей и настоящим историческим источником. Распространение электронных устройств раскрывает широкие возможности для просвещения граждан.

Культурное наследие, оставленное нам нашими предшественниками, становится достоянием всех людей лишь при условии его сохранения и популяризации. Предназначение каждого музея – не только найти, изучить и сохранить предмет, но также   сберечь связь поколений.  Музейный работник всегда должен рассматривать каждый музейный предмет в контексте своей эпохи. Это относится также и к коллекции новогодних открыток в ГБУРК «Крымский этнографический музей», которая ранее не исследовалась. Эта коллекция относится к началу XX – концу XX вв. и насчитывает 147 единиц хранения. Коллекция сравнительно небольшая, но интересная для исследования. Она позволяет проследить историю развития новогодней открытки. Каждую коллекцию необходимо систематизировать, выделив по основным категориям и тематике [1]. Открытки были подарены музею людьми разных национальностей, проживающих в Крыму. Часть открыток поступила в результате экспедиционных сборов музея.

Формирование коллекции фотодокументов Крымского этнографического музея начинается с момента основания учреждения в 1992 году.

Фотографии являются важным источником по материальной и духовной культуре народов, населяющих Крым. Благодаря изображениям, зафиксировавшим повседневную жизнь, традиционные обряды и внешний вид жителей полуострова, мы получаем более полную картину действительности, окружавшей наших предков.

Большая часть фотоматериала, представленного в данной работе, по культуре крымских немцев, анализируется и вводится в научный оборот впервые. Некоторые снимки широкой аудитории.

В данной статье  делается попытка анализа коллекции фотографий с изображением музыкальных инструментов народов, проживающих на Крымском полуострове, а также введение их в научный оборот. Большинство фотографий не были опубликованы и неизвестны широкой публике.

В справочном указателе Крымского этнографического музея за 1992–2014 годы содержится обзор издательских проектов, статей сотрудников музея и публикаций в средствах массовой информации о деятельности музея. Материал, собранный в данном издании, предназначен для специалистов- музееведов, студентов профильных высших учебных заведений, представителей национально-культурных обществ и всех, кто интересуется современной историей Крыма.

 Гармонь в годы Великой Отечественной войны на основе коллекции Крымского этнографического музея.

 

В статье содержится обзор коллекции музыкальных инструментов середины XIX – начала XXI веков из собрания Крымского этнографического музея. Дается краткая характеристика музыкальных предметов, их особенностей, приводятся интересные факты из истории некоторых инструментов. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся материалы из фондов музея.

Баранова Е.М. заведующая отделом культурно-просветительской, выставочной и методической работы ГБУ РК «Крымский этнографический музей». Краткая информация о деятельности  Крымского этнографического музея 1992-2015 гг.

О. Б. Гайворонская. Старший научный сотрудник КЭМ

Женская традиционная одежда болгар Крыма  конца XIX – начала XX в. в собрании Государственного бюджетного учреждения Республики Крым  «Крымский этнографический музей»