Наверх

Статьи и материалы

Курение табака получило широкое распространение среди населения Крымского ханства после его проникновения на территорию полуострова в начале XVII в. из Османской империи, став популярным обычаем в культуре различных народов – крымских татар, армян, греков, караимов и крымчаков.

По преимуществу табак в Крым ввозился через Гезлев (совр. Евпатория) из Стамбула и Анатолии. После присоединения полуострова к составу Российской империи появились местные посевы табака в Симферопольском, Ялтинском и Феодосийском уездах. Центрами табаководства стали территории Южного берега Крыма, Бахчисарай и долина Салгира. Изначально крымские сорта табака от турецких (басма) отличались только тем, что были крепче и с менее интересным ароматом. В 1822 г. на полуострове вывели местный сорт Дюбек. В 1861 г. была открыта первая фабрика по переработке табака в Крыму купцом Вениамином Стамболи, караимом по происхождению. 

Важным дополнением к национальному женскому костюму крымских татар служили ювелирные украшения, имевшие как эстетическое, так и функциональное назначение (детали одежды и прически, обереги и др.). Это разнообразные по форме, орнаменту и технике изготовления височные, шейные и нагрудные украшения, серьги, амулеты, пояса и пряжки к ним, браслеты и кольца.

Данные изделия изготавливали как крымские мастера, так и привозили из других территорий, особенно из Турции и Кавказа.

Ювелирные украшения делались из серебра (чаще всего), золота, мельхиора и других металлов. Традиционной техникой обработки и украшения драгметаллов для крымских татар являлась филигрань – фоновая и ажурная, помимо которой работали также в техниках зерни, золочения, ковки, литья, гравировки и др. Инкрустировали обычно сердоликом, перламутром, бирюзой, алмазами, янтарем, кораллами и жемчугом. Важное место занимали также разнообразные узоры в виде растительного, геометрического и эпиграфического орнаментов.

История заварочного чайника в Европе началась с XVI века, когда стал известен сам напиток. Поначалу чайники начали изготавливать из обычной глины, той же, из которой делали посуду. Фарфор в то время в Европу экспортировался из Китая и был доступен очень немногим. Фарфоровые заварочные чайники появились в Европе в XVIII веке, когда в Мейсене открылась, первая мануфактура по изготовлению фарфора. Изделия Мейсенского фарфорового завода по качеству ничем не уступали китайским. Именно они были особенно популярны в Российской империи в XVIII веке.

С середины XVIII века на территории России появляются первые мануфактуры по производству фарфоровой посуды. В 1744 году по приказу императрицы Елизаветы под руководством барона И.А. Черкасова, в 10 километрах от Петербурга началось строительство «порцелиновой мануфактуры» (порцелином называли белый фарфор). 

В 1999 году было зарегистрировано Крымское французское общество, основными целями которого являются объединение людей французского происхождения, а также сохранение культуры своего народа. Важное место в деятельности общества занимает создание условий для изучения родного языка: открытие воскресной школы, проведение культурно-просветительских мероприятий, поиск специальной литературы и т.д.

Интересно, что в советский период крымские французы самостоятельно приобретали переведенные на французский литературные произведения русской классики, знакомые им еще со школьных времен, для изучения языка в домашних условиях.

Изготовление изделий из фаянса в Англии опередило развитие местного фарфорового производства. Фаянс в Великобританию первоначально поставляли с территории Франции и Голландии. В XVII веке появились первые фаянсовые мануфактуры в Англии. Лучшим керамистом в данной области по праву считается Джозайя Веджвуд (1730-1795), изделия которого стали эталонными для мастеров фаянсового производства. С конца XVIII века английских фаянс массового изготавливали на многочисленных фабриках и поставляли на территорию Индии, Бразилии, США и других стран. Данное производство сосредоточилось в графстве Стаффордшир с центрами в городах Сток-он-Трент, Ньюкасл, Фентон, Хэнли, Тансталл, Лонгтон и Барслем, в которых на 1868 г. насчитывалось 226 керамических фабрик и заводов.

Конец IX – начало Х века в Древней Руси – период гончарного производства и появления в обиходе посуды из глины. Она изготавливалась с помощью гончарного круга в форме овала, конуса или цилиндра. Из глины делали различные виды посуды: кувшины, ложки, горшки, чашки, крынки, миски.

Интересным изделием являются щанки (спорыши, поляточки, близнята, двоешки, двойнички, спарыши, парники) — глиняный сосуд из 2-х или 3-х горшков одинакового или разного размера, скреплённых ручкой.

В спорышах носили еду на поле («щи да каша») в сенокос или жатву.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором сообщается, что «…пели песни и в тое балалайку играли…».

23 июня - является Международным неофициальным днем балалайки, который начали отмечать уже с 2008 года.

Название инструмента типично народное. Корень слова «балалайка» имеет родство с такими русскими словами, как балакать, балаболить, балагурить, что значит «разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить». Все эти понятия передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, не очень серьёзного.

Уникальную живописную работу – фаюмский портрет передала в фонды ГБУРК «Крымский этнографический музей» автор картины, иконописец Надежда Макриди.

Родилась в поселке Зуя Белогорского района в греческой семье. В 1998 г. вместе с родными уехала в Грецию, где прожила 10 лет. С 2004 по 2008 гг. она, по совету сестры, поступила в иконописную школу при храме «Успения Пресвятой Богородицы» в Афинах, где посещала семинары известного мастера иконописи Георгия Кордиса.

Шофар имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день или День искупления). Этот инструмент непременный атрибут празднования Рош ха-Шана. Его  в Торе называется день трубного звука. Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан, иногда шофар оповещал о начале военных действий или о приближающемся бедствии.

Бандура - один из старейших, и самый любимый инструмент украинского народа. В прошлом был распространен преимущественно в восточных районах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником бандуры считается кобза. Наиболее ранние литературные сведения о бандуре относятся к XV-XVI вв., а изображения – к XVIII веку. Большой популярностью бандура пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент бандуры пели украинские думы, народные песни.

Тар (от перс. — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персии. Получил распространение в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока.

Самая высокая по звучанию среди медных духовых инструментов – труба. В качестве сигнальных инструментов сигнальная труба использовалась с древнейших времен, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.

Армянская народная музыка — это переплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, отражающих как радостные, так и печальные события в жизни народа. Армянские музыканты всегда обладали прекрасными голосами. Ни одна армянская свадьба не обходилась без музыкальных инструментов.

Коллекция армянских музыкальных инструментов в собрании Крымского этнографического музея невелика, однако отображает  важную часть духовной культуры народа. Музыкальные инструменты не только позволяют извлекать звуки, превращая их в мелодию, но и являются образцом декоративно-прикладного творчества армянских мастеров.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю и представляют пример национального музыкального искусства.

Фотографии, использованные для построения экспозиций, играют важную роль при формировании целостного образа реконструируемого объекта или события. Изображение помогает «оживить» экспонаты и вписать их в общую тематику выставки. Посетитель, рассматривая фото, может представить, то, как жили и выглядели наши предки. Фотодокументы являются важным источником для изучения прошлого и понимания людей того времени. Используя современные формы работы, а именно создание электронных фотоальбомов, дает возможность посетителю получать доступ к музейным фотографиям не угрожая их сохранности, что не маловажно для редких и плохо сохранившихся фото. Также электронный фотоальбом дает возможность непосредственного контакта с «живой» историей и настоящим историческим источником. Распространение электронных устройств раскрывает широкие возможности для просвещения граждан.

Культурное наследие, оставленное нам нашими предшественниками, становится достоянием всех людей лишь при условии его сохранения и популяризации. Предназначение каждого музея – не только найти, изучить и сохранить предмет, но также   сберечь связь поколений.  Музейный работник всегда должен рассматривать каждый музейный предмет в контексте своей эпохи. Это относится также и к коллекции новогодних открыток в ГБУРК «Крымский этнографический музей», которая ранее не исследовалась. Эта коллекция относится к началу XX – концу XX вв. и насчитывает 147 единиц хранения. Коллекция сравнительно небольшая, но интересная для исследования. Она позволяет проследить историю развития новогодней открытки. Каждую коллекцию необходимо систематизировать, выделив по основным категориям и тематике [1]. Открытки были подарены музею людьми разных национальностей, проживающих в Крыму. Часть открыток поступила в результате экспедиционных сборов музея.

Формирование коллекции фотодокументов Крымского этнографического музея начинается с момента основания учреждения в 1992 году.

Фотографии являются важным источником по материальной и духовной культуре народов, населяющих Крым. Благодаря изображениям, зафиксировавшим повседневную жизнь, традиционные обряды и внешний вид жителей полуострова, мы получаем более полную картину действительности, окружавшей наших предков.

Большая часть фотоматериала, представленного в данной работе, по культуре крымских немцев, анализируется и вводится в научный оборот впервые. Некоторые снимки широкой аудитории.

В данной статье  делается попытка анализа коллекции фотографий с изображением музыкальных инструментов народов, проживающих на Крымском полуострове, а также введение их в научный оборот. Большинство фотографий не были опубликованы и неизвестны широкой публике.

В справочном указателе Крымского этнографического музея за 1992–2014 годы содержится обзор издательских проектов, статей сотрудников музея и публикаций в средствах массовой информации о деятельности музея. Материал, собранный в данном издании, предназначен для специалистов- музееведов, студентов профильных высших учебных заведений, представителей национально-культурных обществ и всех, кто интересуется современной историей Крыма.

 Гармонь в годы Великой Отечественной войны на основе коллекции Крымского этнографического музея.

 

В статье содержится обзор коллекции музыкальных инструментов середины XIX – начала XXI веков из собрания Крымского этнографического музея. Дается краткая характеристика музыкальных предметов, их особенностей, приводятся интересные факты из истории некоторых инструментов. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся материалы из фондов музея.

Баранова Е.М. заведующая отделом культурно-просветительской, выставочной и методической работы ГБУ РК «Крымский этнографический музей». Краткая информация о деятельности  Крымского этнографического музея 1992-2015 гг.

О. Б. Гайворонская. Старший научный сотрудник КЭМ

Женская традиционная одежда болгар Крыма  конца XIX – начала XX в. в собрании Государственного бюджетного учреждения Республики Крым  «Крымский этнографический музей»