Наверх

26.07.2019 г. Молитвенный коврик «намазлык» из фондов Крымского этнографического музея

Ломакина М.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

 

 Первое упоминание о тканых коврах-килимах встречается у среднеазиатского филолога ХI в. Махмуда Кашгари. В своем труде «Словарь тюркских наречий» он пишет, что «кирим» - это «узорчатый чершаб» (покрывало), которым покрывают стены и пол. Издавна производство килимов существовало у народов Турции, Средней Азии, Закавказья, Ирана, Египта, Болгарии, Румынии и др.

Килимы - это тканые безворсовые ковры небольших размеров, которые изготавливаются из шерсти, иногда из хлопка путём продевания нитей утка через нити основы способом сложного переплетения. Орнаменты, украшающие килимы, геометрические (ромбы, треугольники) или геометризованные зооморфные, антропоморфные. Килим передавался по наследству и был обязательным элементом приданого невесты. Традиционный способ использования – покрытие пола. Килимы бывают трёх видов: орта - середина, кобекли-орта - середина с пупком, намазлыкъ.

Намазлыкъ (саджжа́да араб.) - тип безворсового ковра небольших размеров, на котором мусульмане совершают намаз. Согласно исламскому учению, когда-то все мусульмане молились исключительно в храмах. Позднее любое место, где мусульманин находиться в момент намаза это место для совершения молитвы.   «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» — так сказал посланник Аллаха (аль-Бухари, 328; Муслим, 521).

Существует только семь мест, где нельзя молиться: в уборных, в банях, в местах где держат скотину, скотобойне, на пересечение дорог и путей, в женской части дома, на крыше Каабы. В религиозных текстах существуют правила и нормы по соблюдению чистоты во время молитвы. Для того чтобы случайно не соприкоснуться с наджасом (нечистотами), мусульмане используют молитвенный коврик. Термина саджжа́да нет в Коране, однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли. Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков, не существовала в ранее время истории ислама и появилась примерно в X—XI веках.

В 2017 году ГБУ РК «Крымский этнографический музей» закупил 15 изделий художественного текстиля из села Ворон Судакского района, среди которых молитвенный коврик «намазлык» (КП 8747, ИБ-4443) конца ХIХ века – первой половины ХХ века.

Молитвенный коврик «намазлык»: прямоугольной формы, с геометрическим орнаментом. В центре по красному полю геометризированные цветы с черной рамкой, внутри заполненные светло-коричневым цветом. По длинным краям полосы из ромбов с геометризированными цветами. Узкие края подшиты черной тканью и полоской зеленой ткани. Полоска зелёной ткани указывает на то, что это верхняя часть коврика, где молящийся преклоняет голову и руки. Зелёный цвет - цвет ислама подчеркивает сакральный характер изделия.  Геометризованные цветы по краям символизируют «гуль»- розу.  Розетка Розы является знаком семи имён Аллаха в мусульманстве.

Молитвенный коврик – намазлык, является редким и ценным предметом для фондов музея, он знакомит историков, этнографов, мастеров декоративно-прикладного искусства с одним из старинных типов традиционных килимов производство, которых в настоящее время возрождается на полуострове.