Наверх

31.10.2023 г. Крымскотатарский декоративный платок, расшитый золотом

Научный сотрудник 

научно-исследовательского отдела

Бариева М.Р.

Традиционная вышивка, как уникальное и самобытное явление крымскотатарской культуры, известно далеко за пределами Крымского полуострова. Значительное количество сохранившихся образцов крымскотатарской вышивки в этнографических собраниях музеев и частных коллекциях свидетельствует о широком ее распространении в быту. Вышивке обучались с раннего возраста, ремесло создания узора на ткани было обязательным умением каждой женщины. Как отмечала Мэри Холдеренес, путешествовавшая по Восточному Крыму в первой четверти XIX в.: «…все необходимые навыки для девочек сводятся к вышивке, которая является главным и почти единственным занятием для тех, кто по рангу выше крестьянства».

Вышитые платки, разнообразные по форме и символическому значению, были самыми значимыми элементами во всем свадебном обряде крымских татар. В состав приданого невесты, кроме огромного количества текстильных бытовых изделий, также входило «<…> множество платков и полотенец, вышитых золотом и шелками, разноцветные кушаки <…>, вышитые золотом и серебром <…>, кисеты для табака, шитые кисейные шали» писала Т. Пассек.

В источниках и литературе такие платки имеют разные названия: «чевре», «явлук», «емен явлук». Л. И. Рославцева указывает, что платки «обычно белого цвета, имевшего небольшие размеры», для которых «существовало строго установленное расположение узора – в каждом углу», а сам «узор располагался по диагонали так, что его концы иногда почти сходились в центре» имеет название «явлук». Автор ссылается на Е. Ю. Спасскую, которая называла такой платок «яулик» и отмечала, что платок при передаче складывался вчетверо. Каралезли Х. перечисляет в составе подарка жениху «дохузлама» носовой платок, «вышитый по углам серебром» и называет его «емени-явлук». Терминологический словарь Н. М. Акчуриной-Муфтиевой также не вносит ясности в вопрос правильного названия такого платка, поскольку дает два варианта, согласно которым «чевре» может быть носовым платком, а может и декоративным/свадебным. Вышитый по краям квадратный платок действительно был значимым элементом свадебного обряда, входил в состав приданого, был символом удачного сватовства и наградой для победителей скачек.

Общей особенностью всех платков является орнамент в виде стилизованного растительного мотива «древа жизни», часто изображаемого на свадебном текстиле. Вазон, откуда древо растет, может быть в форме ладьи или в виде чаши «череп чичек». Мотив может быть изображен в виде ветви, стебли которой всегда расходятся из основания, имеющего под собой корни. На ветвях изображены цветы и/или плоды.

В инвентарных книгах Крымского этнографического музея такие платки записаны как «чевре». Один из таких платков (КП 8999, ИБ 4675) поступил в собрание музея в результате закупки в 2018 г.  Изделие датируется концом XIX – первой четвертью XX вв., место бытования – Крым. Платок украшен по углам вышивкой в виде древа жизни с цветами. Лепестки цветов вышиты гладью, а листья, стебли и вазон узкой золотистой пластинкой «телли», причем не в виде единичных вкраплений, а заполняя всё отведенное рисунком пространство.

Свадебный платок представлен в экспозиционном комплексе «Крымские татары» выставки «Мозаика культур Крыма».