Наверх

09.11.2023 г. Комплект для омовения второй половины XVIII - начала XIX вв. из собрания ГБУРК "Крымский этнографический музей"

 

Ломакина М.А.

Научный сотрудник

научно-исследовательского отдела

 этнографии народов Крыма

По народным поверьям предметы, сделанные из металла, были могучими оберегами, способные охранять дом и его хозяина от злых духов. Металлическая посуда имела множество функций и назначений – ритуальное, праздничное, как элемент убранства дома, как предмет повседневного быта армянских семей. Посуду дарили на свадьбу, она входила в женское приданное, жертвовали храмам и монастырям, передавали по наследству. Она служила традиционным признаком достатка семьи.

Производство металлической посуды процесс длительный и трудоёмкий, как для утилитарных, так и для высокохудожественных изделий. Основными методами обработки металла на начальном этапе были ковка и литьё. Затем мастер приступал к целому ряду технологических приёмов: термической обработке, рихтованию, сборке, подгонке и др.  Чтобы использовать посуду в быту её поверхность лудили-покрывали медную основу другим металлом для защиты от окисления, часто этим занимался другой мастер. Затем готовые изделия декорировали орнаментом, наносили клейма, надписи, полировали и матировали.

Важной частью музейной коллекции предметов относящихся к культуре армян Крыма является металлическая посуда, датируемая XVIII-XIX веками.

Дастшуй (перс. — рукомойник), таз для омовения рук. Обычно медный (реже стальной), с чеканным, гравированным и прорезным орнаментом закрытый сосуд с глубоким округлым резервуаром под широким диском с широкими ложчатыми или фестончатыми полями; отверстие в центре диска закрывается ажурной съемной крышкой. Для ритуальных и праздничных омовений обычно используется вместе с кувшином — афтабой.

Посуда для омовения упоминается в Библии «в указаниях о Скинии и служении при ней» Исход, Глава 30, стихи 17-38: «Сосуд для омовений, в виде чаши большой, сделай из меди и под него - медную же подставку. Установи его между Шатром Откровения и жертвенником во дворе, наполнив водою; и пусть Аарон и сыновья его омывают руки и ноги свои той водой.  Они должны делать это всякий раз перед тем, как входить в Шатер Откровения, дабы не погибнуть. Точно так же, когда предстоит им приблизиться к жертвеннику для совершения богослужения: обратить в дым в огне сжигаемую жертву Господу, - и тогда должны омывать они руки и ноги свои, чтобы не умереть им. Да будет это установлением для них, Аарона и потомков его, во всех поколениях на все времена».

 Комплект для омовения второй половины XVIII - начала XIX вв., состоящий из трех предметов – кувшина типа «кумган» (КП-9375, ИБ-4997), подставки под кувшин (КП-9376, ИБ-4998) и таза (КП-9377, ИБ-4999).

Кувшин имеет слегка вогнутое дно и округлое тулово, переходящее в узкое горло с колоколовидной ступенчатой крышкой. Ручка изделия S-образная, носик изогнутый, круглый в сечении. Кувшины типа «кумган» предназначены для личной гигиены и омовения. Арабское название изделия - «афтаба». Имеют длинный и узкий носик, ручку на тулове для удобства и чаще всего крышку на горле.

Интересна подставка под кувшин из комплекта. Предмет имеет круглую форму с ажурно-прорезным орнаментом «челтер» в виде сердец по всей поверхности нижней части. Центральная часть изделия выступает, образуя кольцеобразное основание для кувшина. Декорировано прорезями в виде лепестков цветка. Челтер – это сквозной орнамент, выполненный при помощи техники просечки.

Таз из комплекта имеет выпуклое дно, цилиндрическое тулово и широкий отогнутый край, на лицевой стороне которого имеется владельческая надпись на армянском языке в три строки в обрамлении завитков и двух стилизованных кустиков: «Оганеса, сына (оглу) Манука». Поверхность таза декорирована врезными концентрическими линиями.

Старинные предметы, из которых формируются музейные коллекции, отражают техническую искусность, уникальный художественный вкус мастеров, их бережное отношение к родной культуре.