Наверх

Шаврова Н.А. Армянские музыкальные инструменты в собрании Крымского этнографического музея

Армянская народная музыка — это переплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, отражающих как радостные, так и печальные события в жизни народа. Армянские музыканты всегда обладали прекрасными голосами. Ни одна армянская свадьба не обходилась без музыкальных инструментов.

Коллекция армянских музыкальных инструментов в собрании Крымского этнографического музея невелика, однако отображает  важную часть духовной культуры народа. Музыкальные инструменты не только позволяют извлекать звуки, превращая их в мелодию, но и являются образцом декоративно-прикладного творчества армянских мастеров.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю и представляют пример национального музыкального искусства.

Армянская народная музыка — это переплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, отражающих как радостные, так и печальные события в жизни народа. Армянские музыканты всегда обладали прекрасными голосами. Ни одна армянская свадьба не обходилась без музыкальных инструментов.

В армянской музыкальной традиции распространены два типа народных инструментальных ансамбля – дудукисты и сазандары. Первый состоит из дудуков и дхола (двухсторонний барабан). Ансамбль сазандаров более разнообразен: в нем обычно участвует струнный инструмент – тар и смычковый – кяманча, а также бубен (дап) – ударный музыкальный инструмент [1, с.32].

Целью данной статьи является знакомство с традиционными армянскими инструментами из коллекции Крымского этнографического музея, особенностями их устройства и значением в духовной культуре армян Крыма.

С 1996 года в Крымском этнографическом музее формируется коллекция армянских музыкальных инструментов, насчитывающая на сегодняшний день десять экспонатов. Первыми в фонды музея поступают три традиционных струнных музыкальных инструмента – кяманча, канон и тар.

Армянская кяманча (КП-1600, ИБ-668), датируемая XIX веком, представляет собой музыкальный инструмент шаровидной формы, полый внутри. На верхнюю прорезь натянута кожа, сверху струны, закрепляющиеся на грифе, низ которого украшен  круглым резным орнаментом. К основной круглой части снизу крепится металлический держатель для струн. Изменение звука происходит с помощью смычка, на который натянуты конские волосы.

Также необходимо отметить еще один щипковый струнный музыкальный инструмент с трапециевидным корпусом – ганун или канон, который известен армянам ещё с раннего средневековья [3].

В музейном собрании хранится канон (КП-1598, ИБ-666), произведенный кустарным способом в Армении, в XIX веке, состоящий из деревянной основы в виде усеченного треугольника, украшенного в верхней части резьбой в виде трёх листьев.

Один из самых совершенных народных инструментов  в музыкальном быту армян – это струнный щипковый музыкальный инструмент – тар (в переводе с персидского «нить», «струна») [2, с.152].

В собрании Крымского этнографического музея представлен тар (КП-1599, ИБ-667) шестиструнный кустарного производства, относящийся к XIX веку. Инструмент грушевидной формы, выполнен из дерева, верх обтянут кожей. Гриф украшен сверху вставками из перламутра. На концах грифа фигурные ручки для подтягивания струн, закрепленные на резной планке с прорезью в виде цветка.

Древним армянским духовым музыкальным инструментом является дудук («цирапанюх» в переводе с армянского «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»). Дудук обладает мягким, слегка приглушенным звуком и бархатистым тембром, отличается эмоциональностью и выразительностью.

В 2009 году армянский мастер Этиборян Сасун передал в дар музею дудук (КП-5390, ИБ-2227) ручной работы, изготовленный из абрикосового дерева в 2007 году. Инструмент состоит из трубки и съемного двойного язычка. Трубка слегка расширяется с одной стороны. Съемный двойной язычок светло-коричневого цвета перехвачен деревянным кольцом, связан нитью с цилиндрической крышкой из дерева. На трубе обозначены инициалы мастера.

Также в фондах музея хранится заготовка к музыкальному инструменту дудуку (КП-5371, ИБ-2228), выполненная из абрикосового дерева в виде цилиндрической трубки, на концах с цилиндрическими подставками – ручная работа Этиборяна Сасуна.

О начале веселой армянской свадьбы оповещает клич праздничной дудки – зурны. Это язычковый духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. В ансамбле одна зурна ведет мелодию, а другая тянет низкие долгие звуки. Зурначи умеют тянуть такие звуки непрерывно: пока расходуется воздух изо рта, они носом вдыхают воздух в легкие [1, с.151].

Дополняет музейную коллекцию зурна (КП-1603, ИБ-671) – духовой деревянный музыкальный инструмент кустарного производства 60-х гг. XX века в виде деревянной палочки, расширенной с одной стороны и полой внутри. Сверху на предмете имеется 8 круглых отверстий, внизу – одно. Для игры вставляется мундштук, узкая часть которого делится на две части

К числу духовых музыкальных инструментов относится свирель – пастушья дудочка, которая обладает нежным звуком, приближающимся к звуку флейты. Инструмент изготавливается из тростника либо из дерева [5, с. 84].

Среди армянских музыкальных инструментов представлена свирель (сринг) (КП-1604, ИБ-672) кустарного производства начала XX века. Свирель в виде деревянной палочки полой внутри, с утолщением с одного края, вверху 9 круглых прорезных отверстий, внизу – одно.

В фондах музея представлено две дудки. Одна (КП-1605, ИБ-673) кустарного производства 60-х годов XX века представляет собой деревянную палочку полую внутри, с семью круглыми прорезными отверстиями и одним прямоугольным внизу. Одна часть скошена под углом 45°, туда помещен деревянный брусок, образующий узкое отверстие, куда вдувается воздух. На инструменте имеется клеймо мастера, состоящее из 2-х букв армянского алфавита. Вторая дудка (КП-1606, ИБ-674) выполнена из тростника, украшена резьбой кустарного производства и датируется 60-ми годами XX века.

Ударные инструменты – это музыкальные инструменты, звук в которых возникает от ударов деревянными или металлическими палочками, а иногда ладонью или пальцами по натянутым кожаным оболочкам или прямо по корпусу отдельных инструментов [4, с.172].

Одним из таких инструментов является армянский барабан – дхол (КП-1601, ИБ-669), датирующийся XIX веком, в форме полого деревянного цилиндра, с одним боковым отверстием, на котором играли палочками. На верхнюю и нижнюю части крепится кожа, а на металлических отрогах – держатели для веревок.

Коллекция армянских музыкальных инструментов в собрании Крымского этнографического музея невелика, однако отображает  важную часть духовной культуры народа. Музыкальные инструменты не только позволяют извлекать звуки, превращая их в мелодию, но и являются образцом декоративно-прикладного творчества армянских мастеров.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю и представляют пример национального музыкального искусства.

 

Список литературы

  1. Будашкин Н. П. Народные музыкальные инструменты / Н. П. Будашкин. – М.: Знание, 1961. – 40 с.
  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с: ил.
  3.  Всеобщая история музыки. – М.: ЭКСМО, 2010. – 544 с.
  4. Модр А. Музыкальные инструменты / А. Модр. – М., 1959. – С.64.
  5. Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты: Справочник / Н.  Речменский. – М.: Музгиз, 1963. – 108 с.