Наверх

Шаврова Н. А. "ПОЙ, ГАРМОНИКА, ВЬЮГЕ НАЗЛО"

 Гармонь в годы Великой Отечественной войны на основе коллекции Крымского этнографического музея.

 

Шаврова Наталья Александровна

 

«ПОЙ, ГАРМОНИКА, ВЬЮГЕ НАЗЛО»

 Гармонь в годы Великой Отечественной войны

на основе коллекции Крымского этнографического музея

 

Коллекция гармоник Крымского этнографического музея, датирующаяся 20–80-ми  годами XX века, начала складываться с 1995 года. Она насчитывает 15 музыкальных инструментов.

Гармонь – это язычковый музыкальный инструмент, звук в котором воспроизводится благодаря колебанию металлических язычков (прямоугольных планок) под действием струи воздуха на сжим и разжим мехов[1].

 

Рис. 1

 

 Гармоника, появившаяся в России еще в конце XVIII века, является самым распространенным русским народным музыкальным инструментом, который был доступен всем слоям населения. Уже с середины XIX века в России широко распространилось кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 80-х годах гармонный промысел развился в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях.[2]

 

Рис. 1

 

Гармонь стала основой для изобретения баяна — музыкального инструмента, который был удобен в овладения и имел  достаточно развитые музыкальные возможности. Это тип хроматической гармоники, при которой возможна игра во всех тональностях, с любым числом знаков в ключе[3].

 

Рис. 3

 

Значение гармони как по-настоящему народного музыкального инструмента особенно ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. Для достижения победы над врагом объединили свои усилия и фронт, и тыл, были мобилизованы, в том числе, и духовные силы народа. Искусство активно включилось в эту борьбу. В первые дни войны тысячи работников искусства вступили в ряды армии, чтобы с оружием в руках защищать свою родину[4].

 

Рис. 1

 

Гармонь, как и баян, играли ведущую роль в красноармейской самодеятельности, в многочисленных  фронтовых ансамблях и концертных  бригадах. Концерты проходили в любых условиях. В число  музыкантов, выступавших в землянках, блиндажах, траншеях, обычно входили гармонист или баянист (рис 1.).

Такие ансамбли создавались и на флоте. Гармоника была даже на подводных лодках, выходивших в море для выполнения боевых заданий. Черноморские катера, под обстрелами врага, доставляли крымским десантникам оружие и хлеб, а нередко это были и музыкальные инструменты, баяны и гармони[5].

 

Рис. 5

 

Главное место в репертуаре красноармейской самодеятельности и ансамблей занимали советские и народные песни и пляски[6]. Кроме русских песен и плясок, исполнялось много произведений народного творчества разных национальностей. Совместная борьба с врагом еще больше скрепила дружбу народов, и повысили интерес к их  искусству.

 

Рис. 6

 

Многие композиторы, желая, чтобы создаваемые ими военные песни правдиво отражали действительность, не оставались в тылу, а ехали на фронт. Создавая боевые песни, они видели, какую большую роль играет гармоника в быту бойцов[7].

 

Рис. 7

 

Гармонисты-любители имели высокий уровень музыкального развития, очень быстро воспроизводили только что написанную мелодию. На фронте не меньшая потребность была и в лирических песнях: «В землянке», «Огонек», лирических вальсах «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон».

О роли гармоники говорят многие произведения военных лет: песня Матвея Блантера «В лесу прифронтовом», ряд аналогических произведений «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке» Василия Соловьева-Седого[8].

 

Рис. 8

 

Советский поэт Алексей Сурков в своей балладе «Песнь о слепом баянисте», написанной в 1942 году в дни битвы за Москву, посвященной Мише Попову, рассказывает о молодом парнишке, слепом гармонисте из воздушно-десантной бригады имени Кирова, который не мог держать оружие в руках, но его главным оружием был баян, на котором он играл для солдат во время обстрелов:

Даль гулко рвется миной,

Снарядом воет зло,

А с песенкой старинной

Не страшно и тепло[9].

И действительно игра слепого баяниста прогоняла страх у бойцов, заставляла идти вперед, не смотря ни на что. Слепой баянист не мог стрелять, но его музыка удваивала силы десяткам бойцов. Мужество и смелость, отвагу и силы – все это пробуждала гармонь.

В произведениях советских поэтов, правдиво передавали фронтовые впечатления, нередко находим аналогичные описания:

Разверни, гармонь ты

Пой, стрелковый взвод,

Пуля нас не тронет

Смерть нас не возьмет – писал Анатолий Сафронов.

Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин» описывает вынужденную остановку автомобильной колонны на занесенной снегом прифронтовой дороге. И Теркин – герой поэмы, собирательный образ советского солдата, сразу вспоминает о гармонике: «Вот беда во всей колонне завалящей нет гармони»,[10] игрой на которой  согревал он от холода морозной зимой, заставлял вспомнить самые теплые моменты мирной жизни, вселял надежду на скорейшее возвращение домой.

Гармонь, как и баян, были светлым напоминанием о семье и доме, а песни, исполняемые под их аккомпанемент, призывали солдат к подвигу, приносили утешение и согревали душу.

Именно для поднятия боевого духа солдат в 1941 году Наркомат Обороны СССР издал директиву №220, в которой говорилось о поставке на фронт летом 1941 года 12 тысяч гармоней, уже осенью таких гармоней передали 60 тысяч[11]. Известные гармонные фабрики Тульская и Шуйская изготавливали гармони для фронта.

В коллекции Крымского этнографического музея представлено семь гармоней известных фабрик России, которые не прекращают свое производство и на сегодняшний день. Это гармони тульские (КП-1079, ИБ-442), (рис.2); (КП-1324, ИБ-543), (КП-6692, ИБ-3084), (рис.3.), вологодская: (КП-4057, ИБ-1926); вятская: (КП-6838, ИБ-3176); других регионов: (КП-6966, ИБ-3251), (КП-6839, ИБ-3177) и восемь баянов, из них три крымского производства (КП-3367, ИБ-1418), (КП-3469, ИБ-1489), (КП-3986, ИБ-1876); остальные, произведены в разных регионах России: (КП-6684, ИБ-3086), (КП-6693, ИБ-3085), (КП-5174, ИБ-2203), (КП-4058, ИБ-1927), (КП-6885, ИБ-3201).

Гармонный промысел состоял из нескольких производств, когда целые деревни специализировались на изготовлении какой-то одной детали. По такому же принципу в Крыму, в Симферополе мастерами Гнатовским, Иванченко и Брудик в 1937 г. был изготовлен баян (КП-3367, ИБ-1418) в музыкальной мастерской артели «Культура». На инструменте имеется клеймо артели, которая находилась на улице Кирова №40 (рис. 4,5).

Хотелось бы особо выделить баян (КП-3986, ИБ-1876) 30-х гг. XX в., принадлежавший Колеснику Василию Васильевичу. Музыкальный инструмент был передан в дар музею  его сыном Колесником Александром Васильевичем. Баян состоит из двух коробок и мехов. Коробки имеют полки для круглых клавиш, механизмов и звуковых голосов, украшены с одной стороны резным орнаментом и перламутровым растительным – с другой. Корпус окрашен в черный цвет (рис 6).

Это баян известного в послевоенные годы в Крыму, и особенно в Джанкое и Джанкойском районе, народного баяниста Колесника Василия Васильевича, 1908 года рождения. Василий Васильевич был родом из крестьянской семьи среднего достатка из деревни Чурюм, Днепровского уезда Таврической губернии (ныне село Алексеевка, Каланчакского района, Херсонской области). Семья была большой, шесть сыновей и четыре дочери, и музыкальной, все мужчины играли на музыкальных инструментах (баян, контрабас, сопилка, гитара, бубен, барабан).

В конце 30-х годов XX века наследство разделили между всеми детьми, а тогда Василию Васильевичу было 20 лет (он был самый младший из сыновей) и ему достался конь, жалея, что не достался музыкальный инструмент. Он продает коня и на вырученные деньги покупает баян, за что и был наказан отцом, но увидев успехи сына в освоении баяна, был прощен за самоволие. Василий Колесник музыкального образования не имел, только лишь 2 класса церковно-приходной школы. В 1930 году семья Колесника переезжает  в Севастополь.

История баяна Василия Колесника имеет интересную судьбу. Баян, предположительно работы известного в довоенные годы мастера Мищенко, приобретен перед самой войной в 1939 г. Благодаря баяну Василий Васильевич во время обороны Севастополя остался служить при штабе, «развлекал» в перерывах между боями командиров и комиссаров, благодарившие баяниста за хорошую игру продуктами, которые по ночам ползком под обстрелами и бомбежками переправлял в Инкерманские штольни, где находилась его жена Мария Колесник с дочерьми. Во время оккупации баян помогал зарабатывать на жизнь на свадьбах и праздниках.

В 1944 году за 4 дня до освобождения Севастополя советскими войсками, семья Колесника была угнана сначала в Румынию, затем оказалась в сельскохозяйственном трудовом лагере в Австрии, в пригороде Вены. На сборы немцы дали полчаса, Мария Колесник собирала детей, продукты, вещи, а Василий Васильевич взял только свой баян.

В 1945 году семья переезжает в Джанкой. Баян удалось сохранить. Он продолжал спасать семью в тяжелые голодные послевоенные годы, играя на танцах, свадьбах, именинах, проводах, на всех торжественных мероприятиях.

В коллекции этнографического музея находится Севастопольский баян (КП-3469, ИБ-1489) 50-55 гг. XX века, который изготовил мастер Ян (поляк по происхождению), работавший начальником военизированной пожарной охраны в Крыму и в Севастополе. Инструмент инкрустирован японским перламутром. На корпусе изображен памятник затонувшим кораблям в городе Севастополе и якорь (рис.7).

В 2012  году коллекцию музыкальных инструментов дополнил баян (КП-6885, ИБ-3201) 40-х годов XX века, изготовленный в Грузии, в городе Тбилиси и переданный в дар Мельниковым Анатолием Тимофеевичем. На корпусе прикреплена металлическая табличка «Т.И. Мельников 1943 г., Тбилиси». Инструмент ремонтировался, есть потертости и царапины (рис.8.).

В коллекции гармоник этнографического музея присутствуют несколько музыкальных инструментов, разнообразных по оформлению и звучанию, но которые непосредственно были свидетелями страшной войны и верными друзьями, попутчиками, а нередко и незаменимыми помощниками.

Роль гармони в годы Великой Отечественной войны невозможно переоценить. День Великой Победы приближала и гармонь, ставшая мощным оружием в руках гармонистов.

На сегодняшний день популярность гармони не исчезла, не смотря на то, что на смену приходят новые, более совершенные музыкальные инструменты. Важно, что до сих пор проходят фестивали «Играй, гармонь», существует передача с аналогичным названием, популяризирующая гармонь, частушки и гармонистов. Всенародную любовь к гармони подтверждают существующие на территории России памятники, посвященные этому музыкальному инструменту.

От эпохи к эпохе, от поколения к поколению во все времена появлялись и усовершенствовались музыкальные инструменты. Но гармонь – стала одним из народных, самых популярных музыкальных инструментов, которая и в радостные, и в трудные минуты была рядом с человеком. Гармонь – это олицетворение русской души, которая и поет, и плачет, и веселит и навевает грусть.

 

Список сносок:

 

[1] Всеобщая история музыки. – Москва ЭКСМО, 2010. – С.  472.

[2]Благодатов  П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – Ленинград, 1960. – С. 8.

[3]Мирек А. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. – М.: Музыка, 1967. – С.72.

[4] Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. – М., 1948. – С.3.

[5] Благодатов  П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – С. 150.

[6] Там же. – С. 152.

[7] Там же. –  С. 153.

[8] Там же. – С. 154.

[9] Ортенберг Д.И. Сорок третий: Рассказ-хроника. – М.: Политиздат, 1991. – С. 127

[10]Благодатов  П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – С. 151.

[11] Соловьёва В., Грамотеев С. Жива гармошка, победившая войну (2009) [интервью А.М. Насонов] // WebCite. 7 мая (http://www.webcitation.org/6853w7pvf).

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Благодатов  П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – Ленинград, 1960. – 182 с.
  2. Будашкин Н. П. Народные музыкальные инструменты.– М: Знание, 1961. – 40 с.
  3. Всеобщая история музыки. – Москва ЭКСМО, 2010. – 544 с.
  4. Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. – М., 1948. – 87 с.
  5. Лондонов П. Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке.– М.: Советский композитор, 1974. – 97 с.
  6. Мирек А. М.  И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.
  7. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. – М.: Музыка, 1967. – 196 с.
  8. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия». – Т. 1 А-ГОНГ.
  9. Ортенберг Д.И. Сорок третий: Рассказ-хроника. – М.: Политиздат, 1991. – 411 с.
  10. Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты: Справочник, Изд. 2-е, исправленное и дополненное.- М.: Музгиз, 1963. – 108 с.
  11. Соловьёва В., Грамотеев С. Жива гармошка, победившая войну (2009) [интервью А.М. Насонов] // WebCite. 7 мая (http://www.webcitation.org/6853w7pvf).