Наверх

14.02.2024 г. Тулуп из овчины конца XIX - начала XX вв. из собрания Крымского этнографического музея

Чернов А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела

этнографии народов Крыма

В экспозиционном комплексе «Русские Крыма» экспонируется коллекция верхней одежды, где среди экспонатов представлен тулуп из овчины (КП-10138, ИБ-5681).

Тулуп – это зимняя длинная верхняя мужская и женская одежда свободного покроя, надевавшаяся поверх кафтана, армяка, зипуна, полушубка или шубы для длительного пребывания на морозе; наибольшая польза от него была при поездке в санях на дальние расстояния.

Тулуп широко бытовал в России XVIII – первой четверти XX вв. у крестьян европейской части, Сибири и Алтая и у некоторых слоев городского населения: извозчиков, ямщиков, дворников и сторожей. Расширяющийся к низу тулуп шили однобортным, длиной до щиколоток; он имел прямую спинку, глубоко запахивающиеся справа налево полы без застежек, широкие длинные рукава и большой отложной воротник для защиты от сильных ветров и метелей.

В деревенских семьях обычно имелось не более двух тулупов, ввиду своей долговечности они служили нескольким поколениям – при умеренной носке и надлежащем уходе тулуп можно использовать 50-80 лет. Ввиду своей большой ценности тулупы широко использовались в обрядовой жизни крестьян – в родинном и свадебном ритуалах. Для пошива тулупов использовались шкуры не только овец, но и кроликов, зайцев, коз, лис, енотов, хорьков и других пушных животных, добываемых на охоте либо содержавшихся в хозяйстве. Здесь всё зависело от ловкости охотника или от количества денег в кошельке заказчика. С начала XIX в. в состоятельных семьях появлялись крытые тканью тулупы из любого меха, в том числе заячьего или козьего. 

Считается, что термин пришел к нам из тюркских языков, в переводе с которых означает «мешок из звериной шкуры». Овчина всегда была одним из наиболее дешевых и распространенных материалов; первоначально одежду из овечьего меха использовали кочевники, так как тулуп не только отлично защищал от степного морозного ветра, но и вообще благодаря натуральной коже и меху прекрасно согревал тело даже при температуре до -50°С.

 В древние времена одежде из овчины придавалось и сакральное значение – считалось, что она отпугивает злых духов и благотворно влияет на здоровье владельца (последнее, кстати, подтверждается современными медицинскими исследованиями). Свежеизготовленные тулупы также обладали приятным запахом.

По мере развития торговли между народами Евразии купцы стали закупать у казахов, киргизов и монголов их практичную и теплую национальную одежду. Её сразу оценили по достоинству, она довольно быстро распространилась в России – сначала у бедных людей, а затем и среди знати. Крестьяне вышивали на тулупе разнообразные узоры, чтобы придать ему более изящный вид; сохранилось много исторических фото, запечатлевших крестьян в этих «кожаных халатах», как их называли в то время. В XVII в. одежда из овчины приобрела популярность и в других странах.

В фонды Крымского этнографического музея в результате закупки в 2023 г. поступил тулуп, изготовленный на рубеже ХІХ-ХХ вв. в селе Подсереднем Бирюченского уезда Воронежской губернии (ныне Алексеевский район Белгородской области).

Длина его 106 см, для изготовления была использована выделанная и дублённая овечья шкура. Имеет рыжий цвет, сшит коричневым мехом внутрь. Нижний край и вертикальный край правой полы декорированы разноцветными геометрическими орнаментами, на уровне талии правая пола также украшена орнаментом в виде серой и красной линий и пролегающей над ними узкой бежевой полоски с тонкой темной волнистой линией; левая пола на том же уровне ближе к рукаву имеет петельку для пуговицы. Воротник у данного тулупа отсутствует, рукава длинные и зауженные.

Богатые люди носили тулупы для обозначения своего статуса, дорогостоящая верхняя одежда стала поистине визитной карточкой ее обладателя. Подтверждением этому может служить эпизод из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где главный герой – молодой офицер из дворян – в благодарность за оказанную услугу дарит свой заячий тулуп. Со временем зажиточные люди стали украшать тулупы драгоценными камнями, на кожухах делали нашивки из дорогих тканей.

Тулупы подпоясывались кушаками, позднее они стали застёгиваться на пуговицы и петли, у них появились карманы. Но основное назначение оставалось прежним.