Наверх

Гайворонская О.Б. Коллекция новогодних открыток ГБУРК "Крымский этнографический музей"

Культурное наследие, оставленное нам нашими предшественниками, становится достоянием всех людей лишь при условии его сохранения и популяризации. Предназначение каждого музея – не только найти, изучить и сохранить предмет, но также   сберечь связь поколений.  Музейный работник всегда должен рассматривать каждый музейный предмет в контексте своей эпохи. Это относится также и к коллекции новогодних открыток в ГБУРК «Крымский этнографический музей», которая ранее не исследовалась. Эта коллекция относится к началу XX – концу XX вв. и насчитывает 147 единиц хранения. Коллекция сравнительно небольшая, но интересная для исследования. Она позволяет проследить историю развития новогодней открытки. Каждую коллекцию необходимо систематизировать, выделив по основным категориям и тематике [1]. Открытки были подарены музею людьми разных национальностей, проживающих в Крыму. Часть открыток поступила в результате экспедиционных сборов музея.

Культурное наследие, оставленное нам нашими предшественниками, становится достоянием всех людей лишь при условии его сохранения и популяризации. Предназначение каждого музея – не только найти, изучить и сохранить предмет, но также   сберечь связь поколений.  Музейный работник всегда должен рассматривать каждый музейный предмет в контексте своей эпохи. Это относится также и к коллекции новогодних открыток в ГБУРК «Крымский этнографический музей», которая ранее не исследовалась. Эта коллекция относится к началу XX – концу XX вв. и насчитывает 147 единиц хранения. Коллекция сравнительно небольшая, но интересная для исследования. Она позволяет проследить историю развития новогодней открытки. Каждую коллекцию необходимо систематизировать, выделив по основным категориям и тематике [1]. Открытки были подарены музею людьми разных национальностей, проживающих в Крыму. Часть открыток поступила в результате экспедиционных сборов музея.

Первая открытка в России не иллюстрированная, а просто бланк для письма с надпечаткой «Почтовое управление за содержание письма не отвечает», была издана 1 января 1872 года [2].

Первая традиционная новогодняя открытка появилась в 1843 году в Англии, когда Генри Коул, первый директор музея принца Альберта и королевы Виктории в Лондоне, обратился в типографию этого города с просьбой напечатать 1000 открыток к Новому году по эскизам его друга – художника Джона Кэлкотта Хосли. Эти открытки, появившиеся в продаже, дорого стоили, но были быстро раскуплены [3].

Традиция издания новогодних открыток была продолжена в других странах. Этому способствовало учреждение Всемирного почтового союза на Всемирном почтовом конгрессе в Берне в 1874 году. Тогда 22 государства, в их числе и Россия, подписали всеобщую почтовую конвенцию о единстве почтовых сборов. На Всемирном почтовом конгрессе также утвердили единый формат открытого письма: 9х14 см. С 1925 года почтовые карточки издаются форматом -10,5 х 14,8 см [4].

16 декабря 1894 года Министерство внутренних дел разрешило издание открытых писем частным издательствам, помимо Почтового ведомства, которое до этого было их единоличным издателем. Первоначально оборотная сторона открытого письма предназначалась только для адреса. Начиная с 1904 года, ее поделили пополам, отведя левую часть для письма и поясняющего текста, а правую – для адреса.

Первые отечественные открытки очень напоминали немецкие. Но русские художники упорно искали свой путь в этом направлении прикладной графики. Появляются типично русские пейзажи – елки в снегу, заснеженные купола церквей, мчащиеся тройки.

Отечественные издатели не могли удовлетворить большой спрос населения России на поздравительные открытки, кроме того отечественная полиграфия была первоначально низкого качества, поэтому российские предприниматели заказывают их в Германии, Франции, Англии и Швеции. В связи с этим, европейцы создают издательства, рассчитанные на русский рынок, и сотрудничают с русскими художниками. Предприимчивые купцы во второй половине ХIХ в. привозили из-за рубежа открытки без надписи. Эти открытки уже в России надписывались на русском языке поздравлениями. К сожалению, некоторые интересные по сюжету открытки, нередко перепечатывались мошенниками в плохом качестве при помощи фототипии, что стоило дешево и давало большой выход продукции.

Самые ранние по времени издания новогодние открытки в собрании ГБУ РК «Крымский этнографический музей» относятся к началу XX века.  До того, как новогодние открытки попали в музейную коллекцию, они хранились в шкатулках и альбомах, украшали интерьер домов у людей разной национальности и конфессиональной принадлежности. Эти открытки выполняли разные художники и фотографы. Они издавались в разных издательствах и разных странах.  Название издательства и знак фирмы обычно печатались на оборотной стороне открытки. Там же вверху находилась надпись на русском, французском или немецком языках.

Большой популярностью у населения России пользовались открытки, изданные шведским Акционерным обществом Гранберг в Стокгольме. Они печатались на хорошем картоне и имели качественную печать. Шведская полиграфическая компания Гранберга в Стокгольме издала в начале ХХ века множество открыток с видами городов России и репродукциями художников. В фондах музея находятся открытки начала XX в. этого издательства. На одной открытке (КП-1931, ИИ-145), художником Веровым изображена девочка в сарафане, укладывающая в игрушечную колыбель свою куклу. Под изображением надпись: «Уложу я дочку спать, буду елку наряжать». На другой открытке того же автора (КП-1930, ИИ-144) изображен сидящий на стуле Дед Мороз, который посадил к себе на колени мальчика и девочку в русских народных костюмах. Позади них видна наряженная елка. Под рисунком внизу - надпись: «Добрый дедушка Мороз, он нам елочку принес».

Интересна новогодняя открытка, изданная в Германии в 1907 году (КП-593, ИИ-11), с надписью на немецком языке: «Herzlichen Gluckwunsch zum neuen Jear» (Сердечные поздравления к Новому году). Художник изобразил сидящих на ветке елки птиц в зимней одежде мужчины и женщины. Над птицей в женской одежде надпись перьевой ручкой черной тушью «Ара» и над птицей в мужской одежде, с курительной трубкой в клюве – «Шура».

Одна из ранних новогодняя открытка издательства товарищества «Треугольник» в Петрограде (КП-1959, ИИ-162) датирована 1860 годом, но это дата возникновения издательства, а не издания открытки. О дате приблизительно можно судить по указанию на место издания – Петроград. Открытка была издана не ранее 1914 года, когда Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Рекламные открытки Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник», крупнейшего производителя резиновых изделий (шин, галош, детских игрушек), в России помечались аббревиатурой Т.Р.А.Р.М. Открытка отпечатана способом литографии в 4 краски. На лицевой стороне открытки изображен поросенок, перелезающий через забор, увитый плющем. Возле забора стоит девочка в клетчатом платье, на ее голове - полосатый колпачок, в руках - кукла. На обороте синими чернилами надпись: «От Жанны Зименковой». Далее идет текст поздравления: «Таня, поздравляю с Новым годом! Желаю стать лучшей старостой, исправить почерк, исправить Сарбашонка, хорошо провести Новый год». После новогоднего поздравления написано стихотворение:

 

«Лень бежит от дела,

 Как от солнца тьма,

Лень есть глупость тела,

Глупость – лень ума».

Интересны в музейной коллекции новогодних открыток фотооткрытки начала ХХ века. На фотооткрытке Всемирного почтового союза России, изданной в 1912 году (КП-1355, Ф-219), изображен юноша в костюме Ангела с корзиной с подарками и елкой в руках. Рядом с ним стоит ребенок тоже в костюме Ангела, в руках у него игрушка - медведь. На заднем плане художественное полотно – хвойный лес. На другой фотооткрытке, изданной в Германии в начале ХХ века (КП-1943, Ф-333), с надписью «Неrzlichen Gluckwunsch zum Neuen Jahre!» (Сердечные поздравления к Новому году) изображена улыбающаяся молодая женщина в белой блузе с розами на груди, которая половником наливает из кастрюли вино в бокал.

Открытки посылали по почте не только аристократы, мещане и купеческое сословие, но и домашняя прислуга. Этикет требовал, чтобы прислуга посылала хозяевам поздравления по почте, хотя они проживали в одном доме. Открытки господ и прислуги отличались качеством производства, стоимостью, разницей в стиле письма, орфографией, но всех их объединяло стремление к прекрасно оформленной праздничной открытке. Зарубежные новогодние открытки обычно изобиловали изображениями гномов, свинок, трубочистов и мухоморов. Русскими художниками сюжеты новогодних открыток брались из жизни: заснеженные русские деревеньки, олени на опушке леса, детские утренники в частных домах, а также нарядный Дед Мороз с подарками. Прототипом русского Деда Мороза был святой Николай и Мороз из русских сказок. Он был одет соответственно зимним холодам в длинную шубу, валенки, шапку. Спутниками его сначала изображались деревенские дети, а в советское время - внучка Снегурочка, Снеговик и лесные звери. Открытки, как видно по почтовым штемпелям, отсылались заранее с учетом времени их доставки от отправителя до получателя.

Традиция дарения новогодних открыток и украшения елок была прервана Октябрьской революцией 1917 г. Украшение елки и дарение открыток на Новый год считалось буржуазным пережитком. В 1918 году во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей, в том числе поздравительных открыток - всё это продавалось открыто еще несколько лет, несмотря на активную атеистическую борьбу [5]. 21 мая 1919 г. было организовано государственное издательство «Госиздат», которое стало основным издателем советских открыток. Учитывая большой спрос у населения на открытые письма, Государственное Издательство придает большое значение программе и плану издания открыток. Они должны были показывать задачи и достижения политической, научной и общественной жизни СССР. Открытка сыграла свою роль в просвещении масс, в пропаганде науки, культуры, в воспитании художественного вкуса. Празднование Нового года было отменено в 1931 году, поэтому выпуск новогодних открыток был прекращен. Когда в 1936 году было разрешено снова праздновать Новый год, поздравительные открытки стали выпускаться фотоспособом.

В коллекции музея есть изданная в 1934 году, предположительно в Англии, новогодняя открытка (2817нв) с рисунком церкви, падающего снега и идущих дамы и двух девочек и надписью: «Heppi New Jear».

Возобновляется выпуск новогодних открыток в годы Великой Отечественной войны. На них изображались портреты героев Гражданской войны, в качестве примера, для подражания и воинственный Дед Мороз, который изгоняет фашистов [6].  В период Великой Отечественной войны художники работали только в двух цветах: красном и черном. К сожалению, таких открыток не имеется в собрании музея.

Новогодние открытки послевоенных лет воспевали мирную жизнь, изображали румяных детей с красными флажками (3896нв), катающихся на лыжах (КП-5608, ИИ-303), сидящих на деревянных лошадках у праздничной елки (КП-1446, ИИ-83), а также башни Кремля и Красную площадь (3384нв, 3386нв, 3387нв, 3376нв). В коллекции музея хранится советская открытка 50-х годов, изданная Киевской фабрикой цветной печати в 1955 году (КП–5609, ИИ-304), с надписью «З Новим роком!». Она напечатана с рисунка художника Ю. Михайлова. На ней изображен румяный мальчик с красным флажком с надписью «1956». Текст поздравления написан жительницей Симферополя Е. И.Колесниковой: «Дорогой внучек Юрочка!  Поздравляю тебя с Новым 1956 годом и от души желаю много счастья и крепкого здоровья в Новом году, а также быть послушным мальчиком и на отлично окончить 1-й класс». Интересны фотооткрытки этого периода, которые отражали радостную мирную жизнь советских людей. Примером таких фотооткрыток служит открытка с цветным фото, изданная в Москве ИЗОГИЗом в 1957 году (КП-5593, ИИ-288). На фото А. Станового изображены девочки, играющие на фортепиано на фоне новогодней елки.

Есть в собрании музея новогодняя крымская фотооткрытка «С Новым годом! Привет из Севастополя» (КП-3100, ИИ-199). Она была издана в Симферополе артелью «Крымхудожник» в 1957 году. На ней в прямоугольной рамке из снежинок изображен Дед Мороз, указывающий на Спасскую башню Московского Кремля. Вверху надпись: «С Новым годом!» Внизу справа вид улицы Севастополя и надпись: «Привет из Севастополя!» Все изображения черно-белые.

Многообразны по сюжетам новогодние открытки 70-х -80-х годов ХХ века. Дед Мороз, Снегурочка, космонавты, зайчики, медвежата и другие лесные звери – герои открыток, нарисованных И.Дергилевым, В.Зарубиным, А.Исаковым, Л.Маниловой, Т.Ожеговой, Л.Плахотниковой, Л.Похитоновой, Д.Щепиной, В.Якуниным и другими художниками этого периода.

Советские открытки 70-х - 80-х годов ХХ века уступали качеством печати зарубежным, но были более оригинальны в художественном исполнении и многообразии сюжетов. Советский Дед Мороз, как истинный русский сказочный   герой правит тройкой лошадей (КП-7740; ИИ -399), несёт самовар и баранки к чаю (КП-7748, ИИ-407) и пьет чай (КП-7741, ИИ-400), играет на гармони (КП-7746, ИИ-405). Он активно участвует в жизни советского народа, осваивая различные профессии. Дед Мороз работает почтальоном, разносит поздравительные письма и открытки (КП-7737, ИИ-396), едет на мотороллере (КП-6704, ИИ-336), аэросанях (КП-6702, ИИ-334), паровозе (КП-6705, ИИ-337), спускается по веревочной лестнице с вертолете (КП -8083; ИИ-432), встречается с космонавтом (КП-7735, ИИ-394). Он также пользуется последними достижениями технического прогресса: заводит граммофон (КП-6706, ИИ-338), слушает транзистор (3252нв), разговаривает по таксофону (КП-7742, ИИ-401), несет телевизор (КП-6700, ИИ-332). Дед Мороз также укрепляет дружбу между народами мира (КП-7739, ИИ-398).

Интересен текст поздравительной открытки, изданной в 1973 году в Москве издательством «Изобразительное искусство» (КП-7745, ИИ-404). На открытке напечатан рисунок художника В. Воронина. Он изобразил крупным планом новогоднюю игрушку и Деда Мороза, идущего с подарками, на фоне заснеженного леса. Текст открытки составлен от имени Деда Мороза: «До свидания, хорошая девочка Катюшка! Я ухожу до следующей зимы. К тебе я приходил на все свои праздники: Новый год, Рождество и Старый год. Очень прошу тебя, чтобы ты не вредничала и без причины не плакала. У тебя очень хорошие глазки, когда они не плачут. Будь здоровая, кушай лучше, не болей, будь умницей».

В новогодних открытках 70-х - 80-х годов ХХв. часто представлялось декоративно – прикладное искусство России: Палехская (3202нв) и Федоскинская лаковая миниатюра (КП-5191, ИИ-244), дымковская игрушка (3388нв), русская матрешка (3536нв), вологодское кружево (КП-7748, ИИ-407).

Издание новогодней открытки в СССР достигает своего наивысшего расцвета по качеству, тематике и художественному мастерству в конце 80–х. - начале 90-х годов ХХ в.  Одна из фотооткрыток 90-х годов ХХ века (КП-1567, Ф-277), изданная в Греции и присланная с поздравлением в Симферополь, содержит такой текст поздравления: «Дорогая бабулечка! Поздравляем тебя с Новым годом! Желаем тебе крепкого здоровья, бодрости и долгих лет жизни на радость детям, внукам и правнукам. Мы тебя любим! Ваши внучки и Христос. 10.12. 1993 г.». На открытке фотограф запечатлел ребенка с горящей свечой, который выходит из церкви.

В 90-е годы ХХ – начале ХХI вв.  рисованную открытку вытесняет фотооткрытка: зимние пейзажи, горящие свечи, елочные игрушки, бокалы с шампанским.

Музейная коллекция новогодних открыток, хотя небольшая, но разнообразная по тематике, времени издания и издательствам. Достаточно полно представлена советская открытка, кроме открыток 30-х годов и периода Великой отечественной войны. Продолжением формирования коллекции может стать современная открытка начала ХХI века.  Следует также, по возможности дополнить коллекцию открыток начала ХХ в.  Необходимы дальнейшие исследования коллекции открыток в ГБУРК «Крымский этнографический музей» для использования ее в издательской и выставочной деятельности музея. Одной из задач научных музейных сотрудников является сохранение для младшего поколения прекрасной традиции поздравления родных и друзей новогодними открытками. Для этого нужно создавать выставки открыток, проводить тематические экскурсии и мастер-классы по изготовлению открытки своими руками.

 

Литература

1.  Фанштейн Э.Б. В мире открытки. - Москва. -  Издательство «Планета», 1976. – 130 с.

2. Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. – Москва. – Издательство «Радио и связь», 1986. – 144 с.

3. Бутыльская Л.В. Социокультурные аспекты изучения русской новогодней открытки [Электронный ресурс]. – Москва. – 2013. – Режим доступа: cyberleninka.ru › Научные статьи › Культура.

4. Плясов Н.Ф. Загадочный мир открытки. – Симферополь: Бизнес – информ, 2014. - 248 с.

5. История новогодней открытки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. prazd.info/ ny/44

6. Путь новогодней открытки. – История создания новогодней открытки в России.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: dzlib. ru/index. php?/virtualnie- vistavki/put - novogodnnie –otkritki/istoriya-sozdaniya-otkritki-v- rossii.html