Наверх

29.03.2024 г. Крем «Метаморфоза» от веснушек и загара производства «Товарищества парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова»

Бариева Марина Ренатовна

научный сотрудниик музея 

Появившийся на прилавках в 1908 г. и пользовавшийся спросом вплоть до 1960-х гг. крем «Метаморфоза», по праву считался лучшим средством для отбеливания лица, избавления от веснушек, загара и «других пятен на коже».

Крем продавался со специальной инструкцией, которая обещала, что «после немногократных смазываний кожи, пораженной веснушками, последние совершенно исчезают при легком шелушении таковой», а кожа после применения становится «чрезвычайно белой, ровной гладкой и бархатистой». Средство содержало в составе бензойную кислоту, нитрат висмута, оксид цинка, белый воск, спермацет, американский белый вазелин, безводный ланолин, масло розовое, масло померанцевых цветков и перекись водорода, за счет чего и достигался указанный эффект.

Состав этого крема предложил Александр Митрофанович Остроумов (1859-1920) - провизор, парфюмер, один из основоположников российской косметологии. Степень провизора он получил в 1885 году после обучения и работы помощником аптекаря. Первым успешным изобретением стало мыло от перхоти, пользовавшееся популярностью у покупателей. Вырученные средства Остроумов вложил в разработку новой продукции — так и появился крем «Метаморфоза», принесший создателю громкую славу.

В 1900 году было открыто «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова», продукция распространялась и в Российской империи, и за границей. В ассортименте были медицинские и гигиенические средства, лосьоны, кремы, пасты, парфюмерия. Актрисы, балерины и певицы пользовались косметикой Остроумова и рекламировали её на страницах специального журнала «Наши Артистки». Рекламу продукции можно было увидеть и на страницах популярного журнала «Нива». В 1907 г. Александр Митрофанович был удостоен звания «Поставщика двора его Императорского величества». В 1909 г. в Москве он основывает лабораторию, которая быстро переросла в Институт врачебной косметики (первый в Европе).

Упаковка косметических средств Товарищества и его рекламная продукция отличалась художественной оригинальностью. Так, баночка крема «Метаморфоза» с изображением белокожей, с золотыми волосами девушки, отражает стремление женщин к бледности, считавшейся признаком аристократичности.

После революции предприятие А.М. Остроумова было национализировано, а сам создатель крема, не принявший нового строя, покинул Москву. Летом 1918 г. он с семьей прибывает в Ялту, где у него был дом. Однако в 1920 г. он был вынужден эмигрировать в Константинополь, где вскоре и умер.

Баночка от крема «Метаморфоза», датируемая 1908-1918 гг., представлена вниманию посетителей на выставке «Русские Крыма. Город».