Наверх

09.08.2023 г. Черный конь скачет в огонь. Кочерга загребная в коллекции Крымского этнографического музея

Филиппова Наталья Александровна

Заведующая научно-исследовательским отделом

этнографии народов Крыма

 

Слово «кочерга» возникло на основе диалекта «кочера» (т.е. коряга), связанное со словом кокора – дерево с корнем-крюкою в XVIII веке, хотя человек изобрел кочергу намного раньше.

До XVIII века кочергу называли «ожиг», и представляла она из себя обычную толстую палку, обгорелую с одного конца. Потом стали брать для очага и печных нужд палку суковатого дерева или ствол молодого дерева с корнем-крюкой.

Наши предки к кочерге относились уважительно, как к нужной, полезной вещи. Кочерга всегда была символом домашнего очага. Ею шевелили дрова, чтобы лучше горели, ворошили угольки, выгребали золу, отворяли горячую заслонку. Поэтому и говорили: «Кочерга – в печи хозяйка». Кроме того, кочергу (ожиг/кочеру) использовали вместо лучины, которая очень коптила. Так появилось выражение «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга» – этой фразой отмечали что-нибудь никчёмное. Постепенно кочерга из суковатой палки превратилась в металлический крюк на длинной рукояти или толстый железный прут с загнутым концом.

У каждой хозяйки была не одна, а как минимум две кочерги. Одна рабочая, ею отодвигали поленья вглубь печи, укладывали угли кучно. А вторая кочерга загребная, предназначалась для выгребания из печки мелких угольков и золы.

Хорошая рабочая кочерга должна быть удобной и лёгкой. Поэтому рукоятка такой кочерги была тонкая, короткая, металлическую часть делали узкой, длинной по отношению к деревянной ручке. Ведь ею приходилось достаточно долго работать в печи при высокой температуре. Если расстояние от изгиба до деревянной рукояти будет коротким, то дерево быстро обуглится и загореться.

Конец крюка кочерги скашивали под углом 45̊, благодаря этому, при необходимости, можно было подвинуть или повернуть даже самый маленький уголёк или щепу, словом, выполнить любую тонкую работу в печи.

Значение и применение кочерги в крестьянском быту не ограничивалось работой в печи. Кочерга нередко применялась в медицинских целях. Раскалив докрасна, кочергу подносили к больному месту на расстоянии в несколько сантиметров, вращали по солнцу (обязательное условие) с заговором. Для каждой болезни был свой заговор.

В старину кочерге приписывали и пророческие качества, её использовали для гаданий. Летом в полночь на растущей луне подвешивали кочергу на сук выше головы со словами «кочерга-кочерга, скажи, как мои дела?» и далее задавали конкретный вопрос, предполагающий однозначный ответ (да - нет). Наутро проверяли её положение: висит – значит, ответ положительный, упала – отрицательный. Зимой кочергу не подвешивали, а втыкали в сугроб. Если на утро выяснялось, что она стоит прямо – хорошо, покосилась – не очень, но есть надежда; упала – плохо.

Считали, что кочерга, помимо пророческих качеств, обладает небольшими мистическими свойствами. В великий четверг женщины верхом на кочерге оббегали вокруг хозяйства, прося защиты «от воров, лихих людей». А 14 января верхом трижды объезжали вокруг дома, прося счастья и благополучия в Новом году, затем вокруг хлева для защиты скотины от мора и порчи.

 В Пасху кочергой сталкивали куриц с насеста, чтобы они начинали раньше нестись.

Кочерга иногда принимала участие в обрядах и ритуалах. Во многих местностях свахи, отправляясь в дом потенциальной невесты, прихватывали кочергу с собой, чтобы «выгрести девку». После благополучного сватовства родители заинтересованной стороны – невесты/жениха – связывали вместе ухват и кочергу или кочергу и метлу, чтобы свадьба не расстроилась. Кое-где бытовало правило, согласно которому новобрачную в доме свекровь должна была встречать, «оседлав» кочергу.

Детей с ранних лет учили узнавать «печную труженицу», про кочергу существует множество загадок: «Черный (или железный) конь скачет в огонь», «Без работы — холодна, после работы — красна от огня», «Полно поле рыжих лошадей, одна вороная придёт - всех разгонит», «Бабка-кривоножка огня не боится. Суну, посуну в золотую посуду, там поколочу, назад поволочу».

В коллекции Крымского этнографического музея имеется кочерга загребная – приспособление для выгребания угля и золы из печи. Состоит из рабочей части - полосы железа, на одном конце расплющена и загнута под прямым углом, и деревянной рукояти, закрепленной гвоздем. Бытовала в Крыму и датируется серединой XX века.

Предмет находится в экспозиционном комплексе «Русские Крыма» на стационарной выставке «Мозаика культур Крыма».