Наверх

Женская традиционная одежда болгар Крыма конца XIX – начала XX в. в собрании Крымского этнографического музея

О. Б. Гайворонская. Старший научный сотрудник КЭМ

Женская традиционная одежда болгар Крыма  конца XIX – начала XX в. в собрании Государственного бюджетного учреждения Республики Крым  «Крымский этнографический музей»

О. Б. Гайворонская. Старший научный сотрудник КЭМ

Симферополь

 

Женская традиционная одежда болгар Крыма

 конца XIX – начала XX в. в собрании Государственного бюджетного учреждения Республики Крым

«Крымский этнографический музей»

 

Традиционная одежда является важным элементом материальной культуры народа. Она отражает процесс исторического развития народа, его художественного вкуса и мастерства. Специального исследования, посвященного изучению женской традиционной одежды болгар Крыма конца XIX – начала XX в., не существует. В ряде изданий различного периода частично освещена эта тема исследования [1].

Одним из источников изучения традиционной одежды народов являются музейные собрания. Крымский этнографический музей, ныне – ГБУРК «Крымский этнографический музей», был основан в 1992 г. в Симферополе постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 29 декабря 1992г. [2]. Сегодня музей – одно из ведущих научных и культурно-просветительских учреждений Крыма. Его коллекции насчитывают  более 13 тысяч экспонатов по культуре 25 народов Крыма. Фондовые коллекции по материальной культуре народов Крыма начали формироваться в ГБУРК «Этнографический музей» с момента его создания  и продолжают пополняться разными путями: дарения жителей Крыма и национально – культурных общин, закупка наиболее ценных предметов народной культуры, предметы, полученные в результате полевых исследований. Этнографические вещевые коллекции и документальные фотографии конца XIX – начала XX в. дают возможность исследовать этнические и региональные особенности одежды, проследить процесс развития отдельных ее деталей под влиянием исторических условий.

В работе делается попытка научного описания костюма болгар Крыма конца XIX – начала XX в. на основе изданий разного времени; фондового материала, собранного в результате дарений, полевых исследований музея в селах Курское Белогорского района (бывшее Кишлав), Желябовка Нижнегорского района (бывшее Андреевка), а также сведений информантов, жителей бывших болгарских поселений – Андреевка Кабурчак, Кишлав, Коктебель, Сарабуз Болгар, Старокрымское.

Традиционный болгарский костюм – чисто шерстяной. Обработка шкур и шерсти овец была одним из важных видов занятий болгарских переселенцев. Во многих поселениях овцеводство было главным источником доходов болгар. В конце XIX в. практически в каждом болгарском дворе было 25 – 30 и более голов овец [3].

 

Болгары Крыма из с. Кишлав (ныне с. Курское Белогорского района) в традиционных костюмах. Фото нач. ХХ в. из фондов Крымского этнографического музея

Болгары Крыма из с. Кишлав (ныне с. Курское Белогорского района) в традиционных костюмах. Фото нач. ХХ в. из фондов Крымского этнографического музея

 

Нательной одеждой болгарки была сорочка – «риза», первоначально из шерстяной, а в начале XX века из льняной, фабричной хлопчатобумажной, реже – конопляной ткани. В фондах музея находятся три подлинных женских костюма начала XX века из сел Андреевка, Кишлав и с. Марфовка Ленинского района. В комплект традиционного женского костюма входила длинная рубаха из шерсти. Традиционный крой – туникообразный, состоит из верхней короткой части, к которой под прямым углом пришивались длинные рукава без манжет. Под рукавами были вставлены треугольные клинья – «клину». Низ был оформлен оборкой, которая, по свидетельству информантов, выглядывала из-под верхней одежды на 6 - 7 см. «Ризы» украшались на груди, по краю рукава, по подолу вышивкой растительным или геометрическим орнаментом  в технике простой или сложный крест [4]. Сохранился традиционный костюм конца XIX в. молодой болгарской женщины Поповой Веры Ивановны из с. Кишлав, переданный в дар музею в 1993 г. ее дочерью Поповой Галиной Ивановной. Он включает нательную длинную рубаху – «ризу» (КП-46, ИБ-33) из домотканого льняного полотна белого цвета, с традиционным кроем. Рубаха туникообразная, с длинными рукавами, без манжет. Вырез горловины округлый, застежка впереди потайная, планка украшена тесьмой с растительным орнаментом. Три рубахи более позднего времени: 20-30-е гг. XX в. (КП-42, ИБ-28; КП-3343, ИБ-1409; КП-3376, ИБ-1425), хранящиеся в музее, сшиты из хлопчатобумажной ткани белого цвета, трапециевидной формы, на бретельках, со вставками кружева на лифе. Это свидетельствует о модернизации одежды, в частности, отдельных ее элементов под влиянием культуры других народов (русские, чехи, немцы и др.), проживающих в Крыму. Особенно этот процесс активно происходит в городской среде.

Поверх рубахи женщины надевали суконный сарафан «чукман». В конце XIX в. он обычно шился без шва на плечах, был не отрезной по талии. В начале XX в. появился прилегающий сарафан, с вытачками, отрезной по талии, с высокой талией. Появляются  новые элементы сарафана-карманы: прорезные и накладные. Сарафаны, которые шили из домотканого полотна называли «чукман», из покупного – «рокла»[5]. У болгар некоторых крымских сел бытовало также название «куфтань» [6]. В фондах КЭМ представлены два вида сарафана из болгарских сел XX века: из с. Андреевка из чёрного сукна с традиционным кроём и из с. Кишлав (КП-43, ИБ-29) из синего сукна, отрезной по талии, с прорезными карманами, а также фрагмент сарафана (нижняя часть) из с. Марфовка (2689 нв), который интересен тем, что украшен вышитыми мелкими цветами из разноцветных шерстяных нитей. Для одежды балканских народов характерно отсутствие вышивки на верхней одежде, а фрагмент сарафана свидетельствует о взаимопроникновении культур соседних народов. В 30-е гг. XX в. в ряде крымских сел, где проживало смешанное население, традиционный сарафан болгарок заменяется верхней шерстяной и нижней льняной или хлопчатобумажной юбками. Такие юбки (КП-3572, ИБ-1560; 2311нв) – дар членов Крымского республиканского общества болгар им. Паисия Хилендарского, хранятся в музее.    

В комплект женской одежды входил короткий распашной жакет из шерсти, прямого кроя с длинными прямыми рукавами без манжет. Он надевался на сарафан и застёгивался вверху при помощи пуговицы и навесной нитяной петли. Передний распашной край, низ жакета, края рукавов украшались тесьмой, гарусом и кружевом. Жакеты были цветные у молодых девушек и чёрные – у пожилых женщин. В фондах представлены четыре  традиционных жакета начала XX в.: девичий и женский (с. Кишлав) и два женских (сс. Андреевка, Марфовка). Крой у них одинаковый, украшены по-разному. Девичий жакет (КП-47, ИБ-31)  из шерстяной ткани тёмно-бордового цвета, украшен чёрным кружевом, волнистой тесьмой и гарусом, а также вышивкой металлической нитью по краю рукава. Женский жакет из с. Кишлав (КП-1639, ИБ-695) сшит из шерстяной ткани черного цвета. Он прямого покроя,  с округлой горловиной, длинными рукавами. Застежка впереди вверху на пуговицу и навесную петлю. По низу рукавов, переду украшен бархатом черного цвета. Женский жакет из с. Андреевка (3195 нв)  выполнен из тонкой шерстяной ткани черного цвета, с купонным рисунком фабричного производства, украшен чёрным бархатом по рукавам и распашному краю. Женский жакет из с. Марфовка (2688 нв) - из  шерстяного сукна черного цвета с округлой горловиной, обработанной руликом малинового цвета. Передний распашной край, рукава украшены черным бархатом. Края рукавов вышиты шерстяной нитью розового цвета – крестообразные цветы. Жакет украшен тесьмой бордового, зеленого, желтого цветов, пришитой к распашному краю.

Обязательной частью женского костюма был суконный домотканый передник – «престелка» узкий, без карманов. Завязки были из тесьмы и шерстяных ниток. Нижняя часть украшалась геометрическим орнаментом в виде ромбов, зигзагообразных линий, двух скрещивающихся полос и др. У болгарских женщин были повседневные и праздничные передники. Повседневные передники обычно ткались из шерстяной нити коричневого цвета, для праздничных использовалась нить красного, коричневого, белого цветов, иногда с добавлением металлической нити золотистого цвета [7]. В фондах КЭМ есть десять передников  из сел Кишлав, Кабурчак, Андреевка  конца XIX – начала XX в.: семь повседневных и три праздничные.  Основной фон передников тёмно-коричневый, низ украшен геометрическим орнаментом из цветных шерстяных нитей. На двух праздничных передниках из с. Кабурчак (КП-1638, ИБ-694; 4814 нв) к  шерстяной добавлена металлическая  нить.

 

Болгарский передник - престелка. Крымские болгары, нач. ХХ в. из фондов Крымского этнографического музея

 

Болгарский передник - престелка. Крымские болгары, с. Кабурчак (ныне с. Мичуринское Белогорского р-на), нач. ХХ в. из фондов Крымского этнографического музея

 

Традиционным элементом женской одежды был пояс: шерстяной, парчовый, гарусный, мишурный, на кожаной ленте с металлическими пряжками коваными из серебра – «кулане» [8]. В начале XX века ношение поясов уже не распространено, но металлический пояс, сохраняется как обязательный элемент свадебного обряда. Он передавался по наследству от матери дочери. В фондах музея хранится металлический пояс (КП-6967, ИБ-3252), выполненный в технике чеканка, дар музею в 2012 г. болгарки Зелениной Анны Александровны. На пряжке пояса рельефное изображение в виде шестилучевой звезды, окруженной растительным орнаментом – стебли с листьями. С двух сторон пряжки  на металлических кольцах закреплены металлические пластины в виде птиц, к которым прикреплены три ряда металлических цепочек. В музее также хранится пояс женский шерстяной коричневого цвета (КП-44, ДП-19) из с. Кишлав, украшенный на концах поперечными белыми полосами, дар Поповой Галины Ивановны.

Дополнял женский и девичий костюм платок – «калинкерка»: пёстрый и красный у девушек, чёрный у пожилых женщин. До 20-30 гг. XX в. болгарки прятали волосы под чепчик «капа» и сверху набрасывали, не завязывая концы, платок [9]. Платки начала XX в. были кашемировые и ситцевые. На праздник девушки украшали платок живыми и искусственными цветами. В фондах музея хранятся два кашемировых платка начала XX в. из с. Кишлав. Платок пожилой женщины (КП-48, ИБ-32) черного цвета с бахромой. Платок молодой женщины (КП-1642, ИБ-698) белого цвета с бахромой и набивным рисунком: крупные розовые и желтые  цветы, мелкие синие в обрамлении листьев.

 

Костюм крымской болгарки, нах ХХ в. из фондов Крымского этнографического музея

Костюм крымской болгарки, жительницы с. Кишлав (ныне с. Курское Белогорского р-на), нах ХХ в. из фондов Крымского этнографического музея

 

Летней обувью болгарок были вязаные тапочки – «терлики», кожаные постолы – «царвули» и кожаные туфли с острыми носками «катери». Девушки носили «катери» красного цвета, пожилые женщины –  чёрного. Зимою болгарки носили вязаные чулки «хабени» или «кальцони» –  чулки из белого сукна. В фондах хранятся кожаные постолы начала XXв. (КП-1398, ИБ-561) из Старокрымского поселения.

Важным элементом традиционного костюма болгарок были украшения. В музее есть жемчужные бусы из с. Кишлав (КП-49, ДП-20) с российской монетой достоинством 15 копеек, выпуска 1914 года.

 

Костюм крымской болгарки, жительницы с. Даут-Эли (ныне с. Марфовка Ленинского р-на). Нач. ХХ в. Из фондов Крымского этнографического музея

 

Костюм крымской болгарки, жительницы с. Даут-Эли (ныне с. Марфовка Ленинского р-на). Нач. ХХ в. Из фондов Крымского этнографического музея

 

Таким образом, переселившиеся в конце XVIII в. из Болгарии в Крым болгарские переселенцы, проживая в окружении других народов, сохранили почти неизменным до 20-30-х гг. XX в. традиционный женский костюм. В костюме болгар Крыма конца XIX–начала XX века ярко прослеживаются балканские традиции: рубахи туникообразного кроя, широкий пояс, глухая одежда у женщин, кожаная обувь с ремешками. Вместе с тем уже в конце XIX века появляется тенденция к модернизации: появляются новые материалы для нательного белья – лен и хлопок. Наиболее консервативным у болгар Крыма оказался женский костюм, хотя и он претерпел изменения: появились новые элементы в одежде (воротник, карманы), новые элементы кроя (отрезная талия, складки, вытачки). В 20-30-е гг. XX века болгарская женская  рубаха –  «риза» заменяется нижней сорочкой из хлопчатобумажной ткани с  бретелями и украшением в виде мережки и кружева. Традиционными остаются названия элементов костюма, причём с местными вариациями. Это свидетельствует о переселении болгар из разных историко-этнографических районов Болгарии на Крымский полуостров.  В то же время болгары не перенимают местные названия одежды у других народов Крыма.

 

Литература и источники:

 

  1. Гермоген, епископ. Таврическая епархия Гермогена, епископа Псковского и Парховского, бывшего Таврического и Симферопольского. – Псков: Тип. губ. правл., 1887; Державин Н.С. Болгарские колонии Новороссийского края. Херсонская и Таврическая губернии // ИТУАК, № 41. - Симферополь: Тавр. губ. тип.,1908.; Державин Н.С. Болгарские колонии в России. Сборник за народни умотворения и народопис. Кн. XXIX. - София, 1914.; Народы России. Живописный альбом. – СПб, 1878; Носкова И. А. Крымские болгары в XIX–XX в. История и культура. – Симферополь: СОНАТ, 2002; Шапошников А.К. Старый добрый болгарский Коктебель. – Симферополь, изд. Дом «Амена», 1999.
  2. Науменко Л.А. Крымский этнографический музей: первые десять лет // Этнография Крыма XIX–XX в. и современные этнокультурные процессы: Материалы и исследования. – Симферополь, 2002. – С. 355.
  3. Постников В.Е. Южнорусское крестьянское хозяйство.– М., 1891. – С.180.
  4. Информант Зеленина Анна Александровна, 1922г.р., родом из с.Новоцарицыно, ныне с. Садовое Нижнегорского района.
  5. Державин Н.С. Болгарские колонии Новороссийского края. Херсонская и Таврическая губернии // ИТУАК, № 41. – Симферополь: Тавр. губ. тип., 1908. – С.121.
  6.  Информант Попова Галина Ивановна, 1923 г. р., родом из с. Кабурчак, ныне с. Мичуринское Белогорского района.
  7.  Информант Татьяна Марковна Головко, 1938г.р., родом из                     с. Бор-Чокрак Сиферопольского района.
  8.  Носкова И. А. Крымские болгары в XIX–XX в. История и культура. – Симферополь: СОНАТ, 2002. – С.76-77.
  1. Шапошников А.К. Старый добрый болгарский Коктебель. – Симферополь: изд. Дом «Амена», 1999. – С.170.