Наверх

20.07.2023 г. Крымскотатарский мужской свадебный пояс "учкъур"

Бариева М.Р.

научный сотрудник

научно-исследовательского отдела

этнографии народов Крыма

Одним из самых знаменательных и ярких событий в жизни крымских татар была свадьба. Брачные обряды поражали своей красочностью и своеобразием путешественников и этнографов, оставивших подробные заметки об этом действе. Костюм жениха и невесты был своего рода материальным выражением этой сакральной церемонии, и именно в его деталях проявилось ритуальное значение сложившихся на протяжении веков брачных традиций.

Свадебная одежда жениха и невесты, за исключением некоторых исключительно свадебных элементов, ничем не отличалась от традиционного праздничного костюма, который часто мог повторять повседневную уличную одежду. В костюме мужчины роль особенной свадебной детали костюма играл пояс «учкъур».

Стоит отметить, что в брачном обряде крымских татар пояс имел важный сакральный смысл. Например, известен широко распространенный обряд «опоясывания», когда перед свадьбой во время одевания невесты отец или старший брат трижды обходил вокруг невесту, держа в руках серебряный пояс «йипишли къушакъ», затем застегивая его пряжку. Символическое значение этого обряда раскрывает его социальный смысл: невеста получает таким образом благословление и переходит из положения незамужней девушки к роли замужней женщины.

Свадебным же поясом жениха был длинный, расшитый золотом, из тонкой кисеи, льна или хлопка «учъкур». Узкие концы такого пояса, вышитые, как правило, в технике двусторонней глади «татар ишлеме» с применением золотных и шелковых нитей, декорировала сама невеста и дарила его жениху во время сватовства. Основным мотивом на поясах было древо жизни (родовое древо), символизирующее крепкую, многодетную семью. Подобные пояса могли декорировать и тканым орнаментом. В конце XIX в. края пояса украшали фабричным кружевом. В этот же период пояс стали сшивать на концах и надевать его через голову.

В настоящее время на временном хранении в Крымском этнографическом музее хранится мужской свадебный пояс «учкъур» (ВХ 2547/28), изготовленный в Крыму и датируемый второй половиной XIX – началом XX вв. Пояс декорирован орнаментом в виде мотива древа жизни, где в нижней части голубыми нитями вышиты корни, в середине ромб, от которого расходятся многочисленные мелкие ветви с бутонами и двумя крупными розовым и желтым цветками розы «гуль». Остальное пространство заполнено зооморфными (?) мотивами. Кайма, обрамляющая рисунок с трёх сторон, выполнена в форме полосы, концы которой увенчаны трезубцами. Внутри полосы – зигзагообразная линия с бутонами чередующегося розового и фиолетового цветов. Центральная композиция фрагментарно вышита металлизированными золотными нитями.

Техника вышивки на изделии - "эсап ишлеме" или "османлы ишлеме", т.е. счетное, двустороннее, решетчатое шитье, широко распространенное в южнобережных районах Крыма. 

Символ супружества, пояс учкъур, после свадьбы мужчина больше не надевал, в отличие от женщин, у которых пояс «йипишли къушакъ» впоследствии входил в комплекс праздничного костюма.