Шаврова Н.А.,
заведующая научно-исследовательским отделом этнической истории
и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.
Шофар имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день или День искупления). Этот инструмент непременный атрибут празднования Рош ха-Шана. Его в Торе называется день трубного звука. Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан, иногда шофар оповещал о начале военных действий или о приближающемся бедствии.
В фондах Крымского этнографического музея представлен шофар (КП-2127, ИБ-839) – еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент конца XX века. Это дар американской организации «Джойн». Данный предмет выполнен из бараньего рога, символизирующего сокрушимое сердце, приходящее с раскаянием к Богу, являясь самым древним музыкальным инструментом, появление его относится к библейским временам.
Шофар, конец XX века (КП-2127, ИБ-839)
С течением времени шофар приобрел преимущественно ритуальный характер и стал частью храмового ритуала. В рог стали трубить во время молитв Рош ха-Шана и Йом-Киппур в синагогах.
Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара в день Рош ха-Шана усиливают торжественность, побуждают молящихся к покаянию, кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.
При изготовлении шофара бараний рог нагревают, пока он не станет мягким, а узенький конец вытягивают, чтобы сформировать смотрящий ввысь раструб.
Шофар является частью национальной символики, играя важную роль в иудаизме. Его изображения находят в мозаичных украшениях древних синагог. Этот музыкальный инструмент в еврейской культуре наделен ритуальным смыслом, символическим значением.