Наверх

28.03.2024 г. Хачкар с надписью "Святое Знамение" из собрания Крымского этнографического музея

Ломакина Мария Александровна

 Научный сотрудник музея

Крестные камни (хачкары) – это драгоценное достижение армянского монументального искусства, начиная с эпохи зрелого средневековья. Предками хачкаров являются кресты-монументы. Сначала деревянные, а затем каменные, которые по историческим данным уже в IV в., водружались на столбы или колонны в местах бывших языческих святилищ. Уже в эпоху зрелого средневековья столбы или колонны были заменены массивным стилобатом, такого вида хачкары XI в. сохранились в Санаине и Кечарисе.

Хачкары многолики в своём функциональном назначении. Первоначальное значение - мемориальное. Затем хачкары стали оберегами, покровителями и напутствием для путешественников их ставили на перекрестках дорог.

В XII-XIII веках хачкары стали универсальными памятниками, которые возводили «во имя спасения души». Заказчиками были богатые церковные или светские феодалы, а также хачкары устанавливали в честь выдающихся событий в жизни государства.     

Хачкары, так называемые «крест-камни», являются одновременно предметами, как правило, высокохудожественного ремесла резьбы по камню и средством выражения принадлежности к христианской культуре – основе духовной жизни армянского народа с периода позднеантичных времен.

Среди предметов армянской коллекции музея, составляющей более 260 единиц хранения, находится два хачкара. Оба хачкара предназначались для вставки в стену церкви или часовни, иного культового сооружения средневекового времени как памятный знак в честь какого-либо события, или отмечающего семейное или единоличное донаторство в пользу данной общины. 

Хачкары поступили в музей в 2015 году, а с 2021 г. находятся в разделе экспозиции музея, посвященном армянской культуре. Переданы в Крымский этнографический музей архитектором-реставратором Петросяном Меружаном Варанцевичем. По сведениям, оба хачкара происходят из Старого Крыма.

Рассмотрим один из них. Хачкар (КП-10224, ИБ-5746) с врезным изображением трех крестов – центрального на все поле и двух малых, располагающихся под его крыльями. Центральный крест, почти равноконечный, на концах имеет дополнительные перекрестия.

Он образован тонкими прямыми полосками. Концы крыльев малых крестов расширяются и имеют форму «ласточкина хвоста». В верхней части вырезаны две 8-лепестковые розетки. Все изображение вписано в 3-х лепестковую арку с уступчатым низом. В верхнем левом углу поля процарапана надпись: «Святое знамение» (перевод сделан М. В. Петросяном). Материал – белый мрамор. Боковые и обратная стороны имеют тщательную обработку, на поверхности видны следы тески. Хачкар был вставлен в стену, сохранились следы раствора на боковых поверхностях.

Орнаментика хачкара, также как и содержание надписи имеют традиционный характер. Простой в целом декор дополнен редким изображением прямого равноконечного креста и цветочным орнаментом, гнутыми линиями сложной арки.

Набор декоративных элементов памятника весьма скромен, рисунок лаконичен. Эти характеристики иконографически приближают хачкар к резьбе каффских хачкаров из церкви св. Сергия. Опираясь на иконографическое сходство, можно с некоторой долей осторожности, отнести хачкар к периоду средневековья, в частности, к XIV-XV вв.

 Архитектурных памятников в г. Старый Крым и его окрестностях, созданных одной из самых крупных армянских общин в период средневековья на полуострове достаточно много. Так исследователь истории средневековых армянских поселений Крыма Микаэлян Вардкес Александрович приводит названия 9 армянских храмов города периода средневековья. Кроме того, в окрестностях города, как известно, с XIV века существовали армянские монастыри Сурб Хач и Сурб Степанос. Не следует забывать о городских фонтанах, построенных армянскими общинами, с традицией украшения их резьбой и хачкарами. Близ церквей располагались кладбища. Таким образом, средневековая городская среда Старого Крыма, а также его окрестности еще с начала образования здесь армянского поселения способствовала развитию камнерезного ремесла, прекрасные образцы которого сохранились до наших дней.