Наверх

27.06.2018 г. Украшения с эмалью в собрании Крымского этнографического музея

Вивтоненко А.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

В 50-е года ХХ века бижутерия стала популярным видом украшений в СССР. Подобные изделия восхищали и привлекали советских женщин ярким и необычным дизайном, а также широким выбором среди разнообразных моделей по низким ценам. Из продаваемой в Советском Союзе продукции особой красотой обладали украшения с расписной эмалью - финифтью.

Финифтью (с греч. яз. «светлый камень») в России называют как цветную стекловидную массу (эмаль), которую наносят на металлическую основу изделий перед обжигом, так и саму технику росписи по эмали. С данным видом художественной отделки металла на Руси познакомились в X веке благодаря привозимым на ее территорию изделиям византийских мастеров.

До XVI – XVII веков финифтью украшались только церковные предметы: иконы, оклады книг и утварь. В дальнейшем эмалевое покрытие начинает широко использоваться как декор для различных бытовых вещей из светской среды. Также в XVII веке появляется техника миниатюрной живописи по эмали. В XVII – XVIII веках на территории Российского государства образовываются центры развития финифтяного промысла, которые не прекращают свою деятельность и при Советском Союзе. Это Москва, Ленинград, Великий Устюг, Ростов и другие города СССР.

Популярной продукцией с финифтью на протяжении всего XX века в России являлись ювелирные украшения с эмалевыми вставками, а также менее дорогостоящие изделия, для изготовления основы и обрамления которых использовали различные металлические сплавы для бижутерии.

В 2017 году в дар Крымскому этнографическому музею был передан комплект украшений из белого металла с расписной эмалью последней трети XX века.

Комплект состоит из 4 предметов: пары серег (КП-9051; ИБ-4726; КП-9052; ИБ-4727), броши (КП-9054; ИБ-4729) и кольца (КП-9053; ИБ-4728). Изделия имеют выпуклые эмалевые вставки овальной формы, закрепленные в ободковых кастах (оправах) с обрамлением в виде двух витых полос металла – узкой веревочки и широкой ленты. Кольцо и серьги также декорированы шариками зерни.

Рисунок на вставках украшений выполнен на бело-зеленом фоне. Он представляет собой изображение по центру крупного цветка с желтой сердцевиной и разноцветными лепестками (на броши – два цветка), окруженного зелеными и светло-коричневыми листьями, а также подснежниками.

На украшениях данного комплекта отсутствуют клейма, однако цветочный орнамент росписи по эмали является одним из основных для работ мастеров фабрики «Ростовская финифть», до сегодняшнего дня сохраняющей традиции художественного промысла миниатюрной живописи по эмали.

В дар музею комплект передала Мария Кошелева, жительница г. Симферополя. Изделия принадлежали бабушке дарительницы Марии Черниковой, крымской болгарке.

Данный комплект стал ценным пополнением коллекции украшений советской эпохи в собрании Крымского этнографического музея.