Наверх

04.04.2024 г. Женский ажурный чепец в коллекции Крымского этнографического музея

Носкова Инна Аркадьевна

к.и.н., младший научный сотрудник музея

 

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня…

А.С. Пушкин «Сон»

Ученые уже давно доказали, что голова человека серьезно влияет на систему теплообмена. Если температура кожи головы понижается, то начинает мерзнуть все тело. Поэтому раньше даже с одеялом и грелкой в холодном помещении спать было некомфортно. До XVII века на ночь голову просто окутывали покрывалом. Но потом придумали женские чепцы и мужские колпаки, которые позволяли держать голову в тепле.

Помимо тепла, сборчатые чепцы помогали дамам сохранить прическу или прикрыть папильотки для завивки волос. При отсутствии водопровода и централизованного отопления мытье головы были мероприятием непростым. Чепец защищал наволочки от соприкосновения с волосами и постельное белье также дольше оставалось чистым. По сути, это был элемент скорее домашней одежды, чем пижамы. Ведь носили его не только ночью, но и днем. Дамы не могли позволить себе заплетать волосы каждый день, поэтому спали и ходили дома в ночных чепчиках.

По мнению ряда историков, у чепчиков была также функция защиты владельца от паразитов, которые размножались в подушках и перинах. Особенно актуально это было в гостях или в путешествиях. Поэтому в дорогу женщины всегда брали ночные головные уборы.

В коллекции Крымского этнографического музея есть женский ажурный ночной чепец (КП-2935. ИБ-1089), бытовавший в семье жителей с. Новая Эстония (ныне Петровский сельсовет Красногвардейского района Республики Крым). Головной убор датирован 1920–1930 гг., был изготовлен Магдой Пурман.

Чепец сшит из нескольких деталей. Центральная часть – кружевная с рисунком в виде ажурных квадратных цветков. По краю чепец обшит кружевной тесьмой в виде зубцов. К нижней части пришиты две ленты из полосатой ткани. Затылочная часть изготовлена из х/б ткани и вышита в технике «ришелье». Материал: гипюр, кружева, х/б ткани. В 2000 году чепец в музей передала Елена Александровна Прокофьева (Лагода).

Сейчас, когда в домах зимой есть отопление, а в состав подушки уже не входят сено и солома, в данном головном уборе пропала необходимость. Тем не менее, он является ценным вещевым источником при изучении быта европейских народов Крыма.