Наверх

Выставка «Гармонь Победы», посвященная 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Вниманию посетителей представлена виртуальная выставка «Гармонь Победы», посвященная 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Гармонь – русский народный музыкальный инструмент, ставший массовым и доступным всем слоям населения. Гармоники в России стали появляться с конца XVIII века. Их первым изготовителем был Ф. Киршник в Петербурге.

Значение гармони, как подлинно народного инструмента, особенно ярко проявилось во время Великой Отечественной войны. Именно для поднятия боевого духа в 1941 году Наркомат Обороны СССР издал директиву № 220, в которой говорилось о поставке на фронт 12 тысяч гармоней. Уже в 1942 году таких гармоней передали на поля сражения 60 тысяч штук. Известные гармонные фабрики тульская и шуйская изготавливали гармони для фронта.

Гармонь, как массовый народный музыкальный инструмент, была у многих народов. Изначально на инструменте исполнялся национальный фольклор, но в период Великой Отечественной войны стали играть и военные песни.

Ее роль в годы войны невозможно переоценить. День Великой Победы приближала и гармонь, ставшая мощным оружием в руках гармонистов. Мелодии гармони вселяли уверенность, прогоняли страх у бойцов перед лицом смерти.

Гармонь провожала солдат на фронт, сопровождала их в пути, в теплушках и на перегонах станций, звучала в минуты затишья и отдыха от боев, лучше всяких лекарств, а то и вместо них, залечивала свежие раны в госпиталях.

Многие композиторы, желая, чтобы создаваемые ими военные песни правдиво отражали действительность, не оставались в тылу, а ехали на фронт. Создавая боевые песни, они видели, какую большую роль играет гармоника в быту бойцов. Гармонисты-любители имели высокий уровень музыкального развития, очень быстро воспроизводили только что написанную мелодию.

Об этом говорят многие произведения военных лет: песня М. Блантера «В лесу прифронтовом», ряд аналогических произведений «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке» В. Соловьева-Седого.

Звучание русских народных инструментов оказывало воздействие эмоционального характера, и было желанным для всех - от рядового до маршала. Удивительно точно о гармошке писал Г. К. Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М. Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и в воду».

В собрании ГБУРК «Крымский этнографический музей» имеется уникальная коллекция гармоней и баянов 20–80-х гг. XX вв., насчитывающая 16 музыкальных инструментов. Коллекция складывалась с 1995 года, а наиболее активное пополнение фондов музея происходило в период с 2010-2011 гг. В коллекции гармоник Крымского этнографического музея находятся инструменты, разнообразные по оформлению и звучанию, но которые непосредственно были свидетелями страшной войны и верными друзьями, попутчиками и незаменимыми помощниками.

На выставке «Гармонь Победы» представлены гармони и баяны первой половины ХХ в. из собрания Крымского этнографического музея. Дополнением к выставке стали фотографии 20-50-х гг. ХХ в. и материалы из личного архива Абрамовой Г.И., жительницы г. Симферополь.

Выставка доступна к просмотру на официальных страницах музея в социальных сетях и на YouTube-канале.

ВКонтакте vk.com/etnograficheskiy_musey

Одноклассники  ok.ru/krymsky.etnograficheskymuzey

Фейсбук  www.facebook.com/ethnocrimeanmuseum

Ютуб www.youtube.com/channel/UCZW4IX7Xh07Gtt_xmCmKutw