Наверх

Выставка «Искусство быть туарегом».

В Крымском этнографическом музее 27 апреля 2018 г. в 14-00 в рамках акции «Мое хобби» состоится открытие выставки «Искусство быть туарегом».

На выставке будут представлены более двухсот оригинальных предметов быта, утвари, орудий труда, элементов костюма, украшений и предметов интерьера одного из самых загадочных народов планеты – кочевников-туарегов, населяющих пустыню Сахара и прилегающие районы, а также их непосредственных соседей. Практически до сегодняшнего дня эти племена сохранили яркую самобытную культуру, которая может служить «живым» образцом кочевых обществ древности.

Туареги — единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой. Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок. Поэтому в Африке их называют «синие люди».

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки.

Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин.  Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь - аменокаль. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, контролировали важные перевалочные торговые пункты.

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку и на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами.

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Благородные или знать - владеют стадами верблюдов. Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены. Вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз. Рабы - икланы. Кузнецы - инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются "рабами" по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Иерархическая организация туарегов имеет непосредственное отношение к их методам приспособления к пустынной среде. Они удачно воспользовались необходимостью постоянного передвижения и скомбинировали четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны. Из-за далеких расстояний между колодцами и недостатка пастбищ каждому племени приходилось делиться на мелкие кочевые группы, причем каждая группа вела почти независимое существование, оберегала колодцы от случайных или умышленных повреждений, защищала караваны, проходившие по ее территории, и совершала набеги на караваны, отказывавшиеся от ее защиты.

Выставка будет работать по 3 июня 2018 г.