Наверх

Мероприятие, посвященное празднику окончания жатвы – «Дожинки»

30 августа 2018 года в Крымском этнографическом музее был проведен мастер-класс по изготовлению текстильной народной игрушки. На мероприятии дети узнали о традиционной народной игрушке, разных видах тряпичных кукол и способах их изготовления. А также познакомились с традициями народного праздника Дожинки (Спожинки). Сотрудники музея провели мастер-класс по изготовлению народной игрушки «Куклы Крупенички».

Участники мастер-класса поблагодарили сотрудников музея за познавательное и интересное мероприятие.

Спожинки (Дожинки) – один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай – не получишь следующего. Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно.
Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка – ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков.
Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле. Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье.
Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу, благодар
или за сытный обед.

Народная тряпичная кукла Крупеничка, или Зерновушка когда-то давно несла глубокий магический и ритуальный смыл. Первоначальна была она связана с гречихой. После сбора урожая гречишные зерна помещали в куклы-мешочки и хранили в красном, почетном углу дома до весны. А весной мешочек раскрывали и начинали сев именно с этой пригоршни зерна. Позже ритуальный смысл был утрачен, и до нас эта народная тряпичная кукла дошла, прежде всего, как детская игрушка. Набивали ее уже не только гречкой, но любыми другими крупами, чаще всего пшеницей или бобами – горохом, фасолью.