Наверх

Музей украинской вышивки им. В. С. Роик в ГБУ РК «Крымский этнографический музей»

Зал истории украинской выставки

На территории Украины ткани изготавливали из волокон льна, конопли и шерсти. Этот процесс был долгим и трудоемким, он складывался из трех операций:

выращивание растений и первичная обработка сырья;
изготовление ниток;
изготовление тканей (ткачество, отбеливание, покраска).

Коноплю, лен сеяли недалеко от дома. Когда у льна поспевало семя, его дергали с корнем, связывали в снопы и ставили для просушки параллельными рядами. Коноплю «брали» в два приема — когда она отцветала, выбирали мужские стебли («плоскiнь»), а после созревания семени — женские («матiрка»). Мужские стебли обрабатывали особо, волокно из них получалось более мягкое и тонкое. Женские стебли конопли вязали в снопы (горстки), просушивали на помостах из жердей, обмолачивали цепами, пральниками для извлечения семян, а затем на 2–6 недель погружали в водоемы.

Лен после обмолота чаще расстилали на 4–6 недель тонким слоем на лугу, пока костра (жесткая часть стебля) не сгниет, после чего она легко отпадала. На лугу расстилали и мужские стебли конопли. После этого волокна собирали серпом с тупым концом и сушили в бане, риге.

Коноплю и лен, тщательно высушенные после стланья и мочения, мяли («тiпали») на деревянных мялках с помощью «била» (мечика), ударяли о стойки мялки или столб, топтали босыми ногами. Затем волокно чесали деревянным гребнем, железной щеткой или щеткой со свиной щетиной. Полученные в итоге длинные волокна (кудель) навивали на колышек с рожками посередине (кружиль) или гребень. Из кудели пряли нитки для изготовления тканей, используя веретена и прялки.

Используемые в древности лопатообразные и палкообразные прялки в начале XX века были вытеснены самопрялкой, заметно ускоряющей процесс прядения благодаря наличию колеса с приводом. Веретена вытачивали на простейшем токарном станке с цилиндрическим, круглым или конусовидным утолщением снизу, которое играло роль маховика, усиливающего вращение веретена. Само прядение складывалось из трех повторяющихся процессов:

вытягивание левой рукой нити из кудели;
скручивание этой нити вращающимся веретеном;
намотка нити на вращающееся веретено.

Эти процессы повторялись при получении каждого метра нити, за час можно было наткать максимум 120 метров.

С веретен пряжу перематывали на мотовило, а уже с него с помощью вороба («вiтушка») сматывали в мотки или полумотки.

Фрагмент зала «История украинской вышивки»

 

Тканье начиналось с подготовки нитей основы, осуществлявшейся двумя способами: снованием по колышкам, вбитым в стену на расстоянии 15–20 см, и на специальном приспособлении — сновальне. Сновальня (сновалка) была рамочная или вертящаяся, с нее нити основы поступали на ткацкий станок. Что касается нитей утка, то с вороб («вітушки») их перематывали на маленькие трубочки-шпульки («цiва», «цiвка»), которые закладывались в челнок. Ткачество осуществлялось на ткацком станке. Получаемый холст был сурового цвета. Для изготовления изделия его отбеливали.

Процесс отбеливания холстов и нитей состоял из нескольких этапов, каждый из которых повторялся по 3–4 раза. Первый назывался «золить», «парить»: растворив золу в кипящей воде, этим щелоком заливали холст или нитки в котле или корчаге и ставили на 10–14 часов в только что вытопленную печь. Второй процесс заключался в том, что отстиранный от золы влажный холст расстилали по траве, развешивали на заборах, нитки зимой раскладывали на снегу. Третий процесс — холсты поливали водой и влажными отбивали деревянными вальками. Четвертый процесс — «золение». Для него использовали специальный сосуд — жлукто. В него клали солому, сверху — холсты, пересыпанные золой, а поверх них — тряпку (пепельник), на которую высыпали золу слоем до 20 см. На золу выливали кипяток, бросали раскаленные камни или куски чугуна, после чего оставляли на несколько дней.

Покраска готовых изделий осуществлялась с помощью красителей, получаемых из растений. Так, например, кора ольхи и березы давала желто-коричневый цвет, ботва картофеля — зеленый, шелковица — сиреневый, кора дуба, сажа — черный, личинки кошенили (червец), люцерна — красный и т. п. Для закрепления цвета в краситель добавляли рассол огурцов, капусты, квас. Нитки иногда запекали в ржаном хлебе. В конце XIX века широкое распространение получают фабричные хлопчатобумажные нитки, окрашенные анилиновыми красителями, — заполочь, в 40–50-х годах XX века начинают использовать мулине.

Ткацкий станок

 

Шитьем и вышиванием изделий занимались преимущественно женщины в свободное от сельскохозяйственных работ время. Крой мужской и женской одежды был схож, отличался простотой и экономичностью. Изначально изделие шили вручную, с конца XIX —  начала XX века получают распространение швейные машинки.

Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии: «Виллер и Вильсон», «Вилькокс и Гиббс», «Зайдель и Науманн», «Зингер». Самую надежную конструкцию имела швейная машина «Зингер» с ручным и ножным приводом. Игла у нее закреплялась в вертикальном положении, а ткань располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря движущемуся зубчатому колесу. В 1902 году в Подольске был открыт механический завод, выпускавший швейные машинки с логотипом «Зингер». К 1913 году выпуск так называемых семейных (бытовых) машин достигал более 600 тысяч штук в год (это около 2500 в день). В 1918 году подольский завод АО «Компании Зингер» был национализирован большевиками. Когда выпуск машин возобновили в 1923 году, их продавали под маркой «Госшвеймашина», а с 1931 года —  под маркой ПМЗ (Подольский механический завод).

Уже в начале XX века были созданы специальные машины для вышивания. Однако ручная вышивка оставалась любимым видом народного творчества. В изделиях мастерицы нередко использовали несколько техник и орнаментальных мотивов, многие из которых невозможно было вышить без пяльцев. Само слово «пяльцы» произошло от слова «пяло» (шест, доска для растяжки чего-либо). Пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу более качественной. В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные. Они состояли из внешнего и внутреннего колец с винтом для регулировки натяжения. Встречались также прямоугольные пяльцы, которые использовались для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных фрагментов. Для удобства вышивальщиц с конца XIX века стали издаваться печатные узоры для вышивания с различными сюжетами вышивки, с описанием техник.

Глажку изделий долгое время осуществляли с помощью двух инструментов —  небольшой палки с круглым сечением, называвшейся «качалкой», и рифленой доски, имевшей название «рубель». Недосушенное белье наматывалось на качалку и каталось по столу рубелем. В середине XIX века были распространены «углевые», или «духовые», утюги. Внутрь корпуса такого утюга закладывались раскаленные угли, позже —  чугунные болванки, для лучшей тяги по бокам делались отверстия. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули или размахивали утюгом из стороны в сторону. Еще одна разновидность утюгов —  литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в печи. Появились они в XVIII веке и производились в нашей стране еще в 60-х годах XX века. Разогревался такой утюг долго, а горячим его невозможно было брать без ухватки. Для ускорения процесса глажки утюг стал делаться с одной съемной ручкой, но двумя чугунными основаниями. Пока одним гладили, другое нагревалось.

Фрагмент зала «История украинской вышивки»

 

Рушник — изделие символичное, многозначное. Он не только украшал быт украинцев и был необходим в утилитарном смысле, но и использовался во многих ритуалах и обрядах. В зависимости от своего назначения он имел конкретное название и определенную вышивку. Среди бытовых различали «вытиральник» для рук и лица, «стирку» для вытирания посуды, «хлебник» для заворачивания хлеба. Эти полотенца почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок обычно красного цвета.

Среди обрядовых рушников выделяют крестильные, свадебные, похоронные, рушники-обереги. Были специальные полотенца и для украшения дома, их крепили над иконами («божники»), зеркалами («зеркальники»), в углах дома и над окнами («килковые»), ими окаймляли картины и фотографии.

Свадебные рушники

Рушники использовались на разных этапах свадебного обряда.«Рукобитный»рушник был самым большим и красивым, он дарился родителям жениха как знак согласия на брак во время сватовства или обручения. Рушники были элементом костюма дружек и сватов, служили обрядовым поясом («пiдперiзником»). Подготавливались специальные «благословенные»рушники, которыми родители украшали иконы для благословления своих детей перед венчанием. На них часто изображались виноградная лоза как символ благополучия семейной жизни, достатка и плодородия, мужские и женские символы (листья дуба, желуди, мак, калина, лилия).

Во время венчальной церемонии свидетели расстилали белый, «венчальный»рушник, на который становились молодые. Он символизировал облако, на котором жених с невестой словно поднимались в Царствие Небесное, где сам Господь благословлял их брак. На нем нельзя было вышивать свадебную символику, чтобы не затоптать семейное благополучие и счастье. Самый оптимальный узор вышивки на нем — растительный орнамент или геометрический узор.

 

Для перевязывания рук молодых служил «союзный» рушник. Он являлся символом духовных уз, знаком любви и привязанности супругов. На нем были надписи «Совет да любовь», «На счастье, на долю», в узорах присутствовали пара птиц, венки (кольца), цветочные орнаменты.

 

После венчания или церемонии бракосочетания родители встречали молодых со свадебным караваем, который лежал на «хлебосольном» рушнике. На нем вышивали пару птиц, древо жизни, растительные орнаменты из символичных растений, чтобы жизнь новобрачных была успешной и счастливой. 

 

Крестильные рушники

Для обрядов, связанных с рождением ребенка, использовался белоснежный рушник «крижмо» с красной вышивкой как символ чистоты, жизненной силы, счастья и здоровья. Крестная мать готовила его заранее, им накрывали ребенка в церкви. Был обычай шить из него первую сорочку, иногда «крижмо» сохраняли до свадьбы.

 

Рушники-обереги

Рушники-обереги использовались в разных случаях. Так, полотенца на придорожных крестах должны были охранять села и их жителей от бед и несчастий. В случае болезни ребенка мать изготавливала «обетные» рушники и дарила церкви для икон Богородицы Покровы. Военные, чумаки брали с собой рушник в дорогу, он расшивался символами, обеспечивающими счастливую службу и благополучное возвращение домой. Для жатвы изготавливали очень длинный рушник, разделенный по ширине рядом тканых полос и орнаментированный колосьями, васильками и т. п. Роль оберега играли и служащие для убранства дома декоративные полотенца, которые вешали над иконами, над дверями и окнами, в углах. Они нередко украшались пышной, многоярусной вышивкой с изображением древа жизни, Берегини, растительного орнамента, декорировались снизу кистеподобными элементами и кружевом. На «божниках» могли вышиваться замкнутые венки с монограммами — инициалами святых.

 

Похоронные рушники

Значительную роль играло полотенце в похоронном обряде. Рушники провожали умершего в последний путь: их вешали на большой церемониальный крест, который несли впереди похоронной процессии, на специально изготовленных длинных рушниках с продольными ткаными полосками черного цвета несли гроб и опускали его в могилу.

 

Украинское Полесье и Сумщина.

Полесский регион сохранил наиболее древние традиции вышивки — несложные геометрические орнаменты, которые образуются из ритмичного повторения одинарных или нескольких вписанных один в другой ромбов, восьмиугольных звезд, ломаных линий. Особенно популярны линейные орнаменты, состоящие из сетки ромбов с геометрическими розетками внутри.

 

Выполнялась вышивка красными нитями на белом фоне, что придавало ей парадность. Полесские мастерицы виртуозно варьировали одни и те же мотивы, комбинируя их в бордюры. Орнаменты сплошным узором покрывали рукава женских сорочек, широкой полосой — грудь мужских рубах.

Выразительность рисунка вышивки достигалась применением техники «занiзування» («настил»), имитирующей узорное ткачество. Популярны были также «вирiзування» и «ажурная расшивка» — соединение двух частей сорочки сквозной мережкой («чернiговська розшивка»). Причем наряду с геометрическим здесь были распространены и растительно-геометрические мотивы: розы, хмель, барвинок.

Сумщина по типу вышивок подразделяется на северные регионы, примыкающие к Полесью, и юго-восточные, испытывающие влияние Полтавщины и Слобожанщины. Среди изделий северной Сумщины выделяются так называемые «кролевецкие рушники». Изготавливались они с середины ХІХ века  в переборной технике, которая давала возможность ткачу свободно располагать узор с любыми геометризированными мотивами. Изображения на кролевецких рушиках очень символичны — это орнаментальные полосы  из ромбов, треугольников, квадратов и звезд, стилизованные Древа жизни, двуглавые орлы с коронами, подсвечники с мальвами.

Своеобразие вышивок юго-восточной Сумщины заключалось в полихромных орнаментах, выполненных «крестиком» и «полукрестиком», иногда грубой ниткой, что придавало им рельефность. Характерно было шитье белыми нитками с добавлением красных и черных в техниках «лиштва», «вирізування». Преобладали геометрические и геометризированные растительные орнаменты.

 

Полтавщина и Черниговщина

В Среднем Поднепровье особое место занимала полтавская вышивка, отличавшаяся нежной цветовой гаммой и разнообразием мотивов. Наиболее любимы были оттенки голубого, охристого, а также зеленый, серый и белый цвета. Сохранялась здесь и традиционная вышивка «белым по белому», создающая впечатление рельефности рисунка. Среди вышитых мотивов наиболее популярны калина, хмель, виноград, дубовые листья, розы, «ламане дерево» (зигзагообразный стебель, от углов которого отходят геометризированные листья и цветы).

Отличительная особенность народной вышивки Полтавщины — огромное разнообразие техник, до 15 в одном изделии. Наиболее типичной техникой вышивки являлась счетная гладь («лиштва») — один из самых древних способов шитья. Она сочеталась с мережками и разнообразными видами ажурной сквозной техники — это вырезание («вирiзування»), выкалывание, или «соловьиные глазки» («виколювання», или «солов’iнi вiчка»), «довбанка», которые придавали изделию легкость и изысканность. Выполнялись они исключительно белым цветом. Рушники вышивали и в техниках вольного рисунка — рушниковым и тамбурным швами, полтавской и художественной гладью.

Черниговщина по типу вышивок подразделяется на южные районы, примыкающие к Среднему Поднепровью, и северные, близкие к Полесью. В южных районах преобладают белые монохромные вышивки, аналогичные полтавским, в северных — красные, типичные для Полесья. Основной рисунок орнамента в южных районах выполнен белым цветом со скупым вкраплением красного и черного. Женские сорочки украшались композициями из геометризированных веток (мотив «черниговская березка»). Наиболее популярная композиция — покрывающая весь рукав легкая ажурная сетка, выполненная в технике «зерновий вивiд» с лодочками («човники»).

Здесь, как и на Полтавщине, любимыми швами являлись «лиштва», «вирiзування», «зерновий вивiд», «виколювання», различные мережки и техники смереживания («шабак», «шеляжок»), но, в отличие от полтавских, они насыщались цветом.

 

Киевщина, Черкасчина, Слобожанщина

Для вышивок Киевщины характерны мелкие детали орнаментальных мотивов, составляющие четкую композицию растительно-геометрического или геометрического орнамента. Особенно любимы здесь были веточки с ягодами, виноградом, цветами, звездочки («зiрочки»). В мужских и женских сорочках доминирует красный цвет с вкраплением черного. Самая популярная композиция — сплошная сетка орнамента, на пересечениях и в центре которой вышиты звездочки — символ гармонии Вселенной. Вышивалась она счетной гладью, сходной с русской косой гладью. Популярны в этом регионе разнообразные мережки, смереживание красным и черным «червячком», вырезание, которое насыщают красным и черным цветом в противоположность белому полтавскому. Распространена и оригинальная техника вышивки «набiрування» — набор из ромбов и квадратов. Ритмично повторяясь, ромбы занимают всю ширину узора, выделяясь белым цветом контуров.

Для Черкасчины характерно использование в вышивке красного, темно-вишневого, желтого, черного и зеленого цветов. Среди узоров преобладает растительный и растительно-геометрический орнамент, отличающийся проработкой деталей. Вышивали ветки винограда, ягоды, цветы. На сорочках особенно пышно украшались рукава: вверху располагались две линии растительного орнамента, ниже — вертикальные ряды или элементы узора вразброс. Среди традиционных техник популярны были «набiрування», «верхоплут», «смереживание», «шабак».

 

На Слобожащине были распространены те же орнаментальные мотивы и техники, что и в Среднем Поднепровье.

 

В XIX веке по всей Украине широкое распространение получает вышивка крестиком, которая постепенно вытесняет многие традиционные техники. Крестиком, преимущественно красными и черными нитями, вышивались многоярусные композиции на обрядовых рушниках, рукавах сорочек.

 

Восточно-Подольский регион

Одна из наиболее интересных в Украине вышивок — подольская. В ней доминируют сложные сочетания геометрических мотивов, миниатюрная разработка которых производит впечатление мозаики.

Классической техникой подольской вышивки является «низь» черного или красно-черного тона. Существует несколько способов выполнения «низи», отсюда ее названия — «поперечна», «слiпа», «дрiбненька». Удачно пользуются подольские мастера линией, которая графично подчеркивает орнамент. Так, красный цвет обводится черной полосой, а черный — красной. Вообще же черный цвет в вышивке был доминирующим, дополняли его желтым, зеленым.

Геометрические орнаменты, выполненные «низью», иногда облегчали «кафасором» или «поверхницею» более светлых тонов, дополняли «стебнiвкой», «штапiвкой», что позволяло объединить всю композицию в единое целое.

В этом регионе распространена и вышивка «белым по белому». Однако, в отличие от полтавской, ее орнаментам присущи компактность, ювелирно разработанные мотивы, применение ажурных техник «зерновий вивiд», «довбанка», «солов’iнi вiчка».

Подольские сорочки украшали двумя вертикальными узорами на груди, широкой горизонтальной полосой орнамента на плечевых вставках, вышитыми композициями украшался и сам рукав, воротник и манжеты.

 

Западноукраинский регион

Западноукраинский регион представлен в нашей коллекции тернопольской и ивано-франковской вышивками.

Вышивки Тернопольщины отличаются темным, почти черным колоритом. Выполнялись они шерстью, без просветов. В начале XX века здесь распространилась вышивка крестиком и цветочные орнаменты. Значительно расширилась и цветовая гамма. Нередко для придания одежде праздничности в орнамент вкрапляли золотые и серебряные нити, бисер, стеклярус.

 

Необычным разнообразием отличаются вышивки Гуцульщины — историко-этнографического региона, который включает в себя и Ивано-Франковскую область. Каждый район, каждое село имеют там свое художественное лицо, любимую цветовую гамму. Орнаменты черного цвета дополняются вкраплениями зеленого, коричневого, желтого, вишневого, приобретая изящную полихромность на белом фоне. В целом западно-украинская вышивка оставляет ощущение драгоценной инкрустации. Среди орнаментов преобладают геометрические и геометризированные растительные, среди техник — вышивка «крестик», «ужики», «стебнiвка», «низь».

 

Декоративное убранство дома

Вышивкой украшались не только рушники, но и скатерти, занавески, подзоры, наволочки, салфетки. Эти предметы готовились девушкой как приданое на свадьбу, свидетельствовали о вкусе и мастерстве хозяйки, ее достатке. Их делали как из домотканого, так и из фабричного полотна.

Занавески вешались не только на окна, ими отделяли часть комнаты с печью или кроватью, располагали возле дверей, на спинках кровати. Вышивка на них не отличалась особой пышностью, содержала обычно растительные или геометрические орнаменты, снизу нередко пришивалось кружево.

Фрагмент экпозиционного комплекса «Декоративное убранство дома»

 

Скатерти, предназначенные для повседневного пользования, изготавливались из грубого конопляного полотна, украшались очень скромно. Праздничные и свадебные «настольники» шились из лучшего отбеленного холста или фабричной ткани, богато декорировались вышивкой, кружевом. Классически вышивка на скатерти располагалась по углам и в центре.

Подзор — полоса из ткани от 30 до 50 см шириной и 1,80–1,95 см длиной — пришивался к краю простыни. Обычно он украшался ручным или фабричным кружевом в сочетании с вышитым по нижнему краю орнаментом из геометрических или растительных элементов. Вышивка на подзорах гармонично сочеталась с вышивкой на наволочках.

 

Вышитые картины

Период конца XIX — начала XX века переломный в народном искусстве. В это время наряду с льняными и шерстяными нитями домашнего изготовления начинают использовать покупную хлопчатобумажную пряжу заполочь (в середине XX века — мулине), вместе с домоткаными — фабричные ткани. В конце XIX века повсеместно в Украине распространяется более легкая техника вышивки крестик, известная в Европе с конца XVIII века. В это же время начинают издаваться и различные печатные узоры. Все это привело к появлению нового вида народного творчества — вышиванию картин. Преимущественно на них изображались сцены из жизни, литературных произведений, сказок, цветочные композиции. В середине XX века в них нашла отражение и символика советского государства, портреты вождей и политических деятелей. Вышитые полотна помещались в рамы под стекло и служили украшением интерьера.

Фрагмент экпозиционного комплекса «Вышитые картины»

 

Зал В. С. Роик в Музее украинской вышивки КРУ «Этнографический музей»

Музей украинской вышивки в КРУ «Этнографический музей» носит имя Веры Сергеевны Роик. Всю свою жизнь Вера Сергеевна посвятила возрождению и развитию традиций украинской народной вышивки. Для более глубокого ознакомления с жизнью и творчеством прославленной вышивальщицы в рамках проекта Музея истории украинской вышивки создан мемориальный зал Веры Сергеевны Роик.

Вера Сергеевна уроженка  города Лубны Полтавской области. Прожила долгую и насыщенную творческую жизнь – 1911-2010 гг. Изучение и освоение всего богатства традиций и техник украинской вышивки, а также широкая пропаганда украинского народного искусства  составляли главное содержание ее творчества. Здесь представлена карта маршрутов вышивального турне «Украинский рушничок». Этот выставочный проект совершил путешествие по всему пространству Советского Союза и посетил каждый крупный город Украины,  а также многие страны мира. Всего за более чем пятидесятилетний период выставочной деятельности  Вера Сергеевна организовала и провела 260 выставок. Более 45 музейных собраний хранят произведения Веры Сергеевны Роик как в нашей стране,  так и за рубежом.

Вера Сергеевна жила в Симферополе с 1952 года. В экспозиционном модуле воспроизведен интерьер ее квартиры по ул. Декабристов. Все предметы принадлежали Вере Сергеевне и переданы музею ее сыном Вадимом Михайловичем Роик. Здесь представлена мебель, часть ее домашней библиотеки с подборкой книг по истории и теории вышивки Украины, народов России и других стран. На полках шкафа и в тумбе размещена коллекция керамики различных промыслов Украины и местных крымских мастерских. Есть именные подарки – ваза производства керамического предприятия «Ассоль» с дарственной надписью. Также личные вещи Веры Сергеевны – в том числе оформленные ею пуфик и корзина для вышивки с неоконченной работой,  слева на манекене кептар,  вышиванка и домашние туфли,   рядом дверь в кухню с росписью «Петушок», сделанной Верой Сергеевной. Над дверью декоративные тарелки в стиле петриковской росписи. На стене фотопортрет В. С. Роик и черно-белая фотография сына вышивальщицы Вадима Михайловича Роик.

Вера Сергеевна освоила вышивальные техники практически всех регионов Украины, отдавая предпочтение полтавским «рушниковым швам» в технике вольного рисунка. Для вышивок Веры Роик характерны лаконизм цвета, четкость рисунка, строгость в выборе материала, безупречная техника исполнения, многообразие орнаментальных мотивов. Она видела свою роль не только в сохранении традиции, но и во включении ее в современный художественный контекст, в выработке нового языка для древней традиции.

 

В зале представлена коллекция наперстков, которая собиралась Верой Сергеевной на протяжение многих лет. Во всех городах и странах, где побывала вышивальщица,  она искала экспонаты для своей коллекции. Зная об этом ее увлечении, друзья и знакомые также дарили ей эти миниатюрные сувениры. В результате сформировалась эта экзотическая коллекция наперстков стран и народов мира.