Наверх

В Этнографическом музее отреставрированы три иконы

В рамках комплексной программы мероприятий, посвященных 20-летию Этнографического музея были отреставрированы три иконы. Реставрационные работы проводила Юрьева Нина Александровна.

Реставрацию профинансировал депутат Верховной Рады АР Крым Аксенов Сергей Валерьевич.

Икона «Вседержитель»

Икона «Вседержитель» до реставрации

Икона «Вседержитель», датируемая кон. XIX — нач. ХХ вв. до реставрации имела неудовлетворительное состояние, на поверхности изображения были загрязнения, потертости красочного слоя, вздутия и утраты левкаса. Раскол доски разделял изображение на две части.

Отреставрированная икона «вседержитель», кон. XIX — нач. ХХ в.

Были произведены:

укрепление красочного слоя и левкаса;
удаление поверхностных загрязнений;
дезинфекция и дезинсекция;
склейка досок иконы;
консервация оборота;
подведение левкаса в местах утрат;
выравнивание и шлифование левкаса;
тонирование

 

Икона «Четырехчастная»

Икона из старообрядческой Ветки, согласно традиции, ее можно условно назвать «Четырехчастной» (по наличию в составе изображений четырех самостоятельных сюжетов). Икона представляет несомненный историко-культурный интерес как типичный памятник «ветковской школы» и одновременно как конкретный образец того иконного импорта, который, наряду с работами местных мастеров, наполнял и украшал религиозный обиход православного населения Крыма.

Икона «Четырехчастная» до реставрации

До реставрации красочный слой живописи и грунт имели значительные утраты, была нарушена целостность деревянной основы, имелись загрязнения, потертости, трещины, следы от шашеля.

Икона представляет собой сложную композицию, совмещающую четыре основные сюжета и ряд второстепенных, как бы связывающих воедино всё изображение. Ряд «главных» изображений составляет четыре образа Богоматери. В порядке чтения слева направо и далее сверху вниз:

1) Богоматерь Всех скорбящих радость

2) Богоматерь Федоровская

3) Богоматерь Утоли моя печали

4) Богоматерь Умягчение злых сердец

Отреставрированная икона «Четырехчастная», первая половина XIX в.

Были произведены:

удаление поверхностных загрязнений;
укрепление левкаса;
укрепление красочного слоя;
подведение левкаса в места утрат;
склейка досок иконы;
тонирование левкаса в местах утрат, наложение сусального золота, реконструкция утраченной живописи.

Икона «Дева Мария»

Икона «Дева Мария» (Нач. ХХ в.) имела существенный загрязнения и повреждения оклада.

Икона «Дева Мария» до реставрации

Были произведены:

удаление поверхностных загрязнений;
восстановление оклада.