Наверх

День этнографа. Сохраняем культурное наследие

17 июля в России отмечается день этнографа. Праздник этот ведёт свою традицию с 70-80-х годов прошлого века и, хотя не является государственным праздником, отмечается представителями различных этнографических школ. Считается, что День этнографа начали отмечать в СССР по инициативе профессора Рудольфа Итса, заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского госуниверситета. Дата его празднования связана с именем известного этнографа и путешественника Николая Миклухо-Маклая, который родился 17 июля 1846 года. Этнографы работают в научных институтах, музеях, издательствах, историко-исследовательских учреждениях, умело сочетая теорию с практикой. Они изучают документальные и иные источники, участвуют в экспедициях по предполагаемым местам обитания этноса, осматривают и наблюдают уклад местных жителей. Все это дает возможность изнутри познать культуру, быт, нравы и традиции различных этносов, изучить межэтнические отношения.

Крымский этнографический музей, на данном этапе, работая над обновлением основной экспозиции «Мозаика культур Крыма», расширяет свои коллекции. Ко Дню этнографа музей приобретает при поддержке Министерства культуры Республики Крым коллекцию ювелирных украшений народов Крыма XIX – нач. ХХ вв.

Коллекция включает в себя выполненные в ажурных техниках пряжки из белого металла, пояса в традициях Кубачи и амулетницу.

Пояс филигранный, женский. Крым, кон. XIX – нач. ХХ вв. 

 

Пояс филигранный. Крым, конец XIX- начало XX вв.

 

Пояс детский филигранный. Крым, начало XX в. 

Три пояса дают представление о традиционных для крымских татар ювелирных техниках – фоновой и ажурной филиграни, придающих изделиям особую легкость и воздушность. Большая часть крымско-татарских поясов музейной коллекции состоит из пряжки и тканевой основы, эти же целиком металлические. Пояса имели не только функциональное назначение, но были и оберегами. Сакральный смысл имел даже филигранный орнамент. «Шумящие подвески» на пряжках также были оберегами, они должны были отпугивать злых духов.  На двух изделиях нет клейм, значит, это был частный заказ при абсолютном доверии мастеру. Пояса были важным элементом женского костюма крымских татарок, часто передавались по наследству либо дарились женихом на свадьбу, играли важную роль в свадебном обряде. Все это делает их ценным приобретением для музея.

Следующая группа поясов представляет промысел, которому более 1000 лет. Это изделия, выполненные в традициях Кубачи.

Пояс в традициях Кубачи с надписью «Кавказъ». Начало XX вв.

 

Пояс в традициях Кубачи металлический с надписью «Кавказъ». Начало XX в.

 

Пояс в традициях Кубачи с надписью «Ялта». Крым, начало XX в. 

Поселок Кубачи - в переводе «оружейники» - известен во всем мире работами мастеров-ювелиров, бережно сохраняющих свои традиции. В XIX веке богатые семьи открывали свои мастерские в разных городах России, закупленные вещи происходят именно из таких центров. Что отличает эти изделия: во-первых, использование в одном изделии до десяти разных техник ручной обработки и украшения изделий из драгметаллов; во-вторых, специфический растительный орнамент в виде волнообразного стебля с цветами и листьями, симметричный назывался «тутта», ассиметричный- «мархарай»; в-третьих, любовь к чернению - технике, которая придавала изделию особую изысканность. Чернь- это сплав серебра, меди, свинца и серы, его делали заранее, потом толкли в порошок. Рисунок глубоко прорезали в изделии, затем наносили чернь и обжигали, лишнюю чернь спиливали. Получался либо темный узор на светлом фоне, либо наоборот.

Приобретение музеем поясов, выполненных в традициях Кубачи, во многом расширит выставочные возможности музея, а наличие на изделиях клейм усиливает интерес к ним с исторической точки зрения.

Амулетница. Крым, XIX в. 

Амулетницы в виде полых трубочек, в которые при рождении человека вкладывалась молитва из Корана, были очень популярны в среде мусульманского населения. Они дают представление о религиозно-мистических воззрениях крымских татар, поэтому их приобретение важно для музея.

Все представленные предметы находятся в неплохой для своей датировки сохранности, имеют историко-культурное и художественное значение, соответствуют профилю музея и концепции комплектования фондов, могут использоваться для формирования экспозиций и выставок, интересны для этнографов и краеведов, поэтому будут достойным дополнением фондовой коллекции ГБУ РК «Крымский этнографический музей».