Наверх

Закупка коллекции декоративного текстиля народов Крыма XIX – нач. ХХ вв.

В сентябре 2023 года в рамках выполнения Государственного задания: «Приобретение объектов для формирования музейной коллекции» Крымским этнографическим музеем при поддержке Министерства культуры Республики Крым была закуплена коллекция декоративного текстиля народов Крыма XIX – нач. ХХ вв. в количестве 13 единиц.

В коллекции представлены 11 предметов декоративно-прикладного искусства XIX – нач. ХХ вв., изготовленные мариупольскими гречанками в Екатеринославской губернии Мариупольского уезда Российской империи и 2 крымскотатарских полотенца «тестмал», изготовленные в Судакском районе Крыма в начале XX вв.

1. Пояс свадебный. Российская империя, Екатеринославская губерния, Мариупольский уезд, XIX в. Одним из важных элементов материальной культуры греков является народный костюм, в котором можно проследить историю формирования этноса, взаимопроникновение других культур. Пояс, украшающий жениха на свадьбе также является предметом греческого декоративно-прикладного искусства, образцом золотного шитья.


2. Платок свадебный. Российская империя, Екатеринославская губерния, Мариупольский уезд, XIX в. 

3. Платок декоративный. Российская империя, Екатеринославская губерния, Мариупольский уезд, нач. XX в. На свадьбе мариупольских греков демонстрировались для родственников подарки невесты жениху, среди которых был обязательно платок, вышитый по четырем углам, часто с элементами золотного шитья. Данные предметы являются элементами традиционного свадебного обряда мариупольских греков, а также предметами греческого декоративно-прикладного искусства.

Среди предметов декоративно-прикладного искусства мариупольских греков представлены восемь декоративных полотенец.

4. Полотенца декоративные. Российская империя, Екатеринославская губерния, Мариупольский уезд, XIX в. 

Греческие женщины владели многими видами рукоделия:


прядением, ткачеством, вязанием и вышивкой.  В Приазовье практически в каждом греческом селе сохранялись традиции вышивки и ткачества. До начала ХХ в. ткачество и вышивка оставались самыми распространенными домашними промыслами у мариупольских греков. Полотенца, привезенные из греческих поселений Приазовья, представляют собой яркий пример мастерства вышивки и ткачества мариупольских гречанок. Мотивы вышивок и тканых орнаментов, их расположение свидетельствуют о продолжении традиций вышивки  и ткачества греков Балканского полуострова и островов Средиземноморья. В тканных и вышитых изделиях ХIХ – начала ХХ вв. сохраняются традиционные черты, технология, виды композиций и орнамент, которые передавались из поколения в поколение.

Ценным пополнением музейной коллекции крымскотатарского художественного текстиля стали длинные, узкие полотенца «тестмал», которые использовались для украшения крымскотатарского дома.

5, 6. Настенное полотенце «тестмал». Крым, Судакский район, нач. XX в. 

Такие полотенца вешали горизонтально вдоль диванов сет, иногда использовали вместо накидок на подушки обводных диванов. Полотенца «тестмал» были ткаными, основное поле изделия изготавливалось в технике простого переплетения «атма», иногда с добавлением полос с более толстой нитью  - «атма ёлакъ».

Тканые изделия, в большом количестве производимые и используемые крымскими татарами, всегда были гордостью семьи и неизменным атрибутом интерьера. Их передавали по наследству, они были в составе приданого невесты, а их изготовление было тесно связано с обычаями и бытовыми обрядами.

Важной задачей для каждого музея, помимо сохранения, изучения и экспонирования культурных ценностей, является пополнение музейного фонда. В ходе системной совместной деятельности с Министерством культуры Республики Крым ведется традиционная, непрерывная и эффективная работа по пополнению музейных фондов Крымского этнографического музея. Данная коллекция декоративного текстиля народов Крыма XIX – нач. ХХ вв. станет достойным пополнением фондов музея. Все представленные предметы находятся в неплохой для своей датировки сохранности, имеют историко-культурное и художественное значение, соответствуют профилю музея и концепции комплектования фондов, будут интересны для этнографов и краеведов, позволят продолжить научную деятельность и исторические изыскания.