Наверх

Закупка коллекции элементов одежды и декоративного текстиля народов Крыма кон. XVIII – нач. XX вв.

В июле 2024 года в рамках выполнения Государственного задания: «Приобретение объектов для формирования музейной коллекции» Крымским этнографическим музеем при финансовой поддержке Министерства культуры Республики Крым была закуплена коллекция элементов одежды и декоративного текстиля народов Крыма кон. XVIII – нач. XX вв. в количестве 29 единиц.

В коллекции представлены 20 предметов декоративного текстиля и элементов мужской и женской крымскотатарской одежды, 6 греческих предметов (декоративные полотенца, платок свадебный, куртка, рубаха), 3 декоративных полотенца по культуре армян, болгар, украинцев Крыма.

Значительная часть представленной коллекции – декоративные полотенца «эвджияр» и «къыбрыз», которыми крымские татары украшали свои дома. Тканые орнаментированные полотенца «къыбрыз» развешивали яркими концами на узких настенных полочках «раф». Тканые и вышитые полотенца обязательно входили в состав приданого невесты. 

Полотенца декоративные «эвджияр». Таврическая губ., конец XVIII – нач. XX вв.

Полотенца декоративные «къыбрыз». Таврическая губ., XIX – нач. XX вв.

Также в коллекции представлены два свадебных платка «бохча», которые использовались крымскими татарами в одном из подготовительных этапов к свадьбе. Свадебные образцы таких платков имеют богатый декор с применением различных техник вышивки.

Платок декоративный «бохча». Таврическая губ., XIX – нач. XX вв.

Платок декоративный «бохча». Таврическая губ., 1835 г.

В коллекции представлены элементы крымскотатарской мужской и женской одежды, состоящие из двух женских курток, мужской рубахи и двух поясов «учкур».

Широкое распространение в Крыму получили праздничные или свадебные женские куртки «марка». Пришедшие из Турции в начале XIX в. такие куртки были популярны в костюмах девушек из знатных семей. 

Куртка женская «марка». Таврическая губ., вторая половина XIX – начало XX вв.

Куртка женская «марка». Таврическая губ., вторая половина XIX – начало XX вв.

Мужские куртки «мийтан» были популярны в горном Крыму с первой половины XIX в. Шили такие куртки из плотной шелковой ткани в узкую полоску. На побережье такие куртки появились в середине XIX в. под название «камзол». На всех тканях, использовавшихся для такого рода курток, было обязательное присутствие красного цвета.

Куртка мужская тип «мийтан». Таврическая губ., вторая половина XIX – начало XX вв.

Обязательным элементом крымскотатарского мужского свадебного костюма являлся пояс «учкур». Такой пояс был длинным, расшитый золотом, из тонкой кисеи, льна или хлопка. Узкие концы такого пояса, вышитые, как правило, в технике двусторонней глади с применением золотных и шелковых нитей, декорировала сама невеста и дарила его жениху во время сватовства. Основным мотивом на поясах было древо жизни (родовое древо), символизирующее крепкую, многодетную семью. 

Пояс мужской свадебный «учкур». Таврическая губ.,
вторая половина XIX – начало XX вв.

Пояс мужской «учкур». Таврическая губ., XIX – начало XX вв.

В коллекции представлены два головных платка «шербенти», изготовленные из белой кисеи, украшенные вышивкой. Девушка начинала его носить с подросткового возраста, когда уже могла быть обручена. «Шербенти» украшали вышивкой на узких концах в технике «татар-ишлеме» – татарской глухой двусторонней глади хлопчатобумажными, шелковыми или металлизированными нитями.

Девичье головное покрывало «шербенти». Таврическая губ., вторая половина XIX – начало XX вв.

В представленной коллекции также имеется декоративный свадебный платок «чевре». Вышитый по краям он действительно был значимым элементом свадебного обряда, входил в состав приданого, был символом удачного сватовства и наградой для победителей скачек. 

Свадебный обрядовый платок «чевре». Таврическая губ., кон. XIX – нач. XX вв.

Достойным пополнением греческой коллекции текстильных предметов являются три декоративных полотенца, изготовленные мариупольскими гречанками Екатеринославской губернии Мариупольского уезда Российской империи.

Полотенца декоративные. Российская империя, Екатерининская губ., Мариупольский уезд, вт. пол. XIX – нач. XX вв.

Еще одним примером мастерства вышивки греческих женщин является свадебный платок с вышитыми по углам золотной нитью в технике «двусторонняя гладь» композициями из виноградной лозы и пятилепесткового цветка в виде солярного знака.

Платок свадебный. Российская империя, Екатерининская губ., Мариупольский уезд,
вт. пол. XIX – нач. XX вв.
 

Важным элементом культуры греков был народный костюм. В коллекции представлены два элемента женского праздничного костюма XIX – начала ХХ вв. Куртка женская прямоспинная, распашная, из хлопчатобумажной ткани в бело-фиолетовую полоску. Рубаха женская из шелковой ткани белого цвета, туникообразного покроя, с длинными прямыми рукавами с разрезами. 

Куртка женская. Крым, XIX в.

Рубаха женская греческая. Крым, нач. ХХ в.

 

Музейная коллекция пополнилась декоративными полотенцами по культуре армян, болгар и украинцев.

Изображение древа жизни – распространенный мотив в армянской вышивке. Он встречался на женских головных платках, нагрудниках и декоративных полотенцах. Деревья с древних времен были объектом почитания у армян. Подобное декоративное полотенце, украшенное вышивкой с изображением трёх вазонов с «древом», поступило в фонды музея. 

Полотенце декоративное. Крым, кон. XIX – нач. XX вв.

Образцом ткачества крымских болгар, элементом украшения болгарского дома и приданого невест является декоративное полотенце с тканным орнаментом 20-х годов XX в., производства г. Старый Крым.

Полотенце декоративное. г. Старый Крым, 20-е гг. ХХ в.

В коллекции представлено типичное для дома восточных славян «кролевецкое» тканое полотенце конца XIX – начала XX вв. с изображением ромбов и двуглавых орлов. Такие рушники занимали особое место в русском доме и украинской хате. Они изготавливались в г. Кролевец Сумского уезда Харьковской губернии. Преобладание красного цвета на рушниках, по народным поверьям, было оберегом для дома и способствовало усилению жизненных сил человека. Традиционными изображениями на старинных рушниках были «древо жизни», восьмиконечные розетки, двуглавые царские орлы. Знаменитые кролевецкие рушники применялись в свадебных обрядах восточных славян и были замечательным подарком родственникам и друзьям.

Полотенце декоративное. Украина, Сумская обл., г. Кролевец, кон. XIX – нач. XX вв.

Важной задачей для каждого музея, помимо сохранения, изучения и экспонирования культурных ценностей, является пополнение музейного фонда. Приобретенная коллекция элементов одежды и декоративного текстиля народов Крыма кон. XVIII – нач. XX вв. станет достойным пополнением фондов музея. Все представленные предметы находятся в неплохой для своей датировки сохранности, имеют историко-культурное и художественное значение, соответствуют профилю музея и концепции комплектования фондов, будут интересны для этнографов и краеведов, позволят продолжить научную деятельность и исторические изыскания.