Наверх

Закупка коллекции художественного текстиля и предметов одежды народов Крыма XIX – нач. ХХ вв.

В июле 2022 года в рамках выполнения Государственного задания: «Приобретение объектов для формирования музейной коллекции» Крымским этнографическим музеем при поддержке Министерства культуры Республики Крым была закуплена коллекция художественного текстиля и предметов одежды народов Крыма XIX – нач. ХХ вв. в количестве 24 единицы.

В коллекции представлены предметы декоративно-прикладного искусства ХIХ -  начала ХХ вв., изготовленные греческими женщинами в Екатеринославской губернии Мариупольского уезда Российской империи: пояс вышитый, мужской; изделие вышитое, для украшения подушек; девять декоративных полотенец.

В конце XVIII в. под влиянием сложных обстоятельств борьбы Российской империи с турками-османами и Крымским ханством за контроль над Северным Причерноморьем, крымские христиане: армяне, греки, грузины и валахи переселились в Приазовье. В 1780 году на дарованных Екатериной II обширных землях греки-переселенцы основали город Мариуполь и 21 селение.

Пояс вышитый, мужской. Российская империя, Екатеринославская губерния, Мариупольский уезд, конец ХIХ - начало ХХ вв.

Пояс мужской является элементом традиционного свадебного костюма мариупольских греков, а также представляет декоративно-прикладное искусство мариупольских греков – золотое шитье.

Изделие вышитое, для украшения подушек. Российская империя, Екатеринославская губерния, Мариупольский уезд, конец ХIХ-начало ХХ вв. 

Полотенца декоративные. Российская империя, Екатеринославская губерния, Мариупольский уезд, ХIХ -  начало ХХ вв. 

Полотенца, привезенные из греческих поселений Приазовья, представляют собой яркий пример мастерства вышивки мариупольских гречанок. Мотивы вышивок и их расположение свидетельствуют о продолжении традиций вышивки греков Балканского полуострова и островов Средиземноморья. До начала ХХ в. ткачество и вышивка оставались самыми распространенными домашними промыслами у мариупольских греков. В тканных и вышитых изделиях ХIХ – начала ХХ вв. сохраняются традиционные черты, технология, виды композиций и орнамент, которые передавались из поколения в поколение.

В коллекции также представлены элементы крымскотатарской мужской и женской одежды, состоящие из костюма женского (шаровары «шальвар», рубаха «кольмек», платье «антер»), четырёх поясов мужских «кушак», куртки женской «марка» и двух курток женских «тон», а также из трех платьев-халатов «шамаладжа-антер».

Женский крымскотатарский костюм. Крым, XIX в. 

Представленный женский крымскотатарский костюм состоит из рубахи "кольмек", нательных штанов "шальвар", "дон", "туман" и платье "антер".

Процесс формирования традиционного крымскотатарского костюма продолжался на протяжении нескольких столетий и проходил под влиянием различных культур. К началу XIX века национальный костюм был представлен двумя разными комплексами: степной и горно-прибрежной субэтнических групп. К началу XX века произошло объединение в единый комплекс элементов костюма степной и горно-прибрежной этнических групп. Представленный женский крымскотатарский костюм был повсеместно распространен в Крыму.

Пояса мужские крымскотатарские «кушак». Крым, вторая половина XIX - нач. XX вв.

Единственный элемент мужского костюма в представленной коллекции – это пояс. Пояса представляли неотъемлемую деталь костюма, имели несколько вариантов, разделявшихся по узкому назначению (возрастной принадлежности, ситуации использования). Четыре представленных пояса изготовлены из фабричной шелковой ткани, имеют характерный узор – поперечные полосы зеленого, желтого, красного, коричневого цветов. На двух поясах имеются кисточки. Важно отметить, что подобные пояса не имели широкого распространения на территории степного Крыма, следовательно, бытовали в горно-прибрежном Крыму.

Куртка женская крымскотатарская «марка». Крым, конец XIX – начало XX вв.

Широкое распространение в Крыму получили женские куртки «марка». Пришедшие из Турции в начале XIX в. и изначально имевшие название «салта-марка», такие куртки были популярны в костюмах девушек из знатных семей. Со второй половины XIX в. такие куртки стали называться просто «марка» и считались праздничными или свадебными.

Куртка женская крымскотатарская «тон». Крым, конец XIX –начало XX вв. 


Куртка женская крымскотатарская «тон».  Крым, вторая половина XIX – нач. XX вв. 

В коллекции представлен и другой вариант женской куртки, имевший распространение со второй половины XIX в. – «тон». Такие куртки, как правило, имеют приталенный силуэт, полы выкраивались по косой и заходили одна на другую. Детали украшения женских курточек: вышивка металлизированными нитями, сутаж определяют представленную одежду как праздничную. Кроме того, подобный материал для пошива одежды (атлас, бархат) использовали исключительно для изготовления подобного типа одежды.

Платье-халат «шамаладжа-антер». Османская империя (?),  вторая половина XIX – нач. XX вв. 

Платье-халат «шамаладжа-антер». Османская империя (?),  вторая половина XIX – нач. XX вв. 

Платье-халат «шамаладжа-антер». Османская империя (?),  вторая половина XIX – нач. XX вв. 

Платья-халаты «шамаладжа-антер», представленные в коллекции пришли из Турции и широко распространились среди других народов Крыма: крымских татар, караимов, крымчаков, цыган. Известны на полуострове с начала XIX в. и до начала XX в. Их шили из вощеной шелковой ткани в узкую двух-трехцветную полоску. Они напоминают крой более ранних платьев «антер», но отличаются более смягченной формой деталей: меньше вырез, свободнее в груди, не так выступают боковые клинья, запах прямой, а не коленчатый.

Важной задачей для каждого музея, помимо сохранения, изучения и экспонирования культурных ценностей, является пополнение музейного фонда. В ходе системной совместной деятельности с Министерством культуры Республики Крым ведется традиционная, непрерывная и эффективная работа по пополнению музейных фондов Крымского этнографического музея. Данная коллекция художественного текстиля и предметов одежды народов Крыма XIX – нач. ХХ вв. стала достойным пополнением фондов музея. Все представленные предметы находятся в неплохой для своей датировки сохранности, имеют историко-культурное и художественное значение, соответствуют профилю музея и концепции комплектования фондов, будут интересны для этнографов и краеведов, позволят продолжить научную деятельность и исторические изыскания. В настоящее время приобретенные предметы представлены в экспозиции Крымского этнографического музея.