Ломакина Мария Александровна
Научный сотрудник музея
Капуста на Русских землях появляется очень давно. Ели её все слои населения от царей до холопов. В письменных источниках первые упоминания о капусте датируются XII веком: «Князь Смоленска «огород с капустником» пожертвовал местному епископскому подворью».
Завозят же на Русь эту огородную культуру гораздо раньше, по некоторым данным она была привезена князем Олегом в Х в. из Константинопольского похода. Упоминается капуста и в «Домострое» XV в., а также даются рекомендации по её засолке: «По осени же капусту солят, и свекольный рассол ставят и солят огурцы».
В книге Василия Левшина 1816 г. «Русская поварня или Наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении впрок разных припасов» даются подробные рекомендации по засолке капусты и рассказывается о необходимых орудиях для этого процесса: «Прежде чем приступить к самому делу, нужно помыслить о потребных посуде и орудиях. Первая состоит в бочках и кадках, в которые должно складывать капусту. Когда есть старые капустные кадки, то их надлежит с великим старанием вычистить и выпарить, чтобы не сообщили они капусте гнилого запаха. Сечки (ножи), употребляемые для квашения капусты, должны быть остры и хорошо насажены на свой инструмент».
Инвентарь для квашения капусты был в каждом русском доме, состоял он из кадки, корыта и сечки.
Первым этапом квашения, является «рубка капусты», для неё используются нож-сечка и деревянное корыто, которое изготавливалось из цельной колоды, а изгиб дна соответствует изгибу лезвия сечки, чтобы максимально увеличить соприкосновение.
Нож-сечка издавна имеет несколько конструкций бывает с деревяной накладной ручкой и цельный литой. Первые изготовители таких ножей — это кузнецы, с ХIX века с развитием промышленных-фабричных производств сечки стали изготавливать на заводах путём штамповки.
В экспозиции «Мозаика культур Крыма» в комплексе, посвященном русской культуре полуострова представлен набор для «рубки капусты» состоящий из ножа-сечки (КП-4334, ИБ-2119) 60-х гг. ХХ века и деревянного корыта (КП-4333, ИБ-2118) 50-х гг. ХХ века.
Нож-сечка из собрания музея металлический, цельнолитой, ручка округлая в сечении, с одного края утолщенная. Лезвие расположено перпендикулярно ручке, серповидно-изогнутое, с фигурными концами.
Корыто деревянное из собрания музея выдолблено из цельного куска дерева, дно прямоугольное, плоское. Стенки расширяются кверху. С одного края есть отверстие для подвешивания.
Предметы, находящиеся в экспозиции, использовались крымскими хозяйками в период квашения капусты.
Издавна существует на русских землях народный праздник Сергей Капустник, назван в честь святого Сергия Радонежского, отмечается 8 октября, считалось, что именно с этого дня можно было заниматься консервацией капусты если раньше она прокиснет. Во многих селах праздник длился до двух недель. В крестьянской среде семьи не занимались квашением капусты в одиночку. Праздник-обычай Сергей Капустник был еще и символом взаимовыручки. В деревнях существовало такое понятие, как «толок», когда те, кто нуждался в помощи ходили по соседям и просили «Люди добрые, помогите сравнятся с прочими православными в работах наших». На помощь семье по традиции приходили нарядно одетые молодые девушки, со своими сечками они и занимались рубкой капусты, пока хозяйка накрывала на стол. Позже подходили парни они помогали закрывать кадки и убирали их в погреб. Процесс завершался дружным застольем, песнями, хороводами.
В русском народном творчестве множество пословиц, загадок поговорок, и примет, связанных с «белолицей красавицей» - капустой: «Капуста не пуста-сама летит в уста», «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь капустой», «Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана», «На Успения огурцы солить, на Сергия капусту рубить».