Наверх

28.05.2020 г. Балалайка из собрания Крымского этнографического музея

Савкович Д.В.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

История балалайки – одна из наименее изученных тем в области музыкальной науки России. На сегодня нет единой версии происхождения инструмента. Данный вопрос был лучше всего изучен А.С. Фаминцыным, музыковедом и профессором Санкт-Петербургской консерватории. Исследования музыковеда связывают появление балалайки с домрой, заимствованной русскими у выходцев из восточных племен Азии. Треугольную форму корпуса балалайки А.С. Фаминцын объясняет тем, что такой вариант производства инструмента был более легок и удобен при самодельном изготовлении. Треугольная форма балалайки получила широкое распространение и признание среди русского народа, и стала самобытной чертой инструмента.

Большую популярность балалайка приобрела к концу XIX века, когда звучание народного инструмента услышал музыкант В.В. Андреев, которым впервые был сделан чертеж концертной балалайки. Концертные балалайки, изготовленные для В.В. Андреева мастером Ф.С. Пасербским, позволяли музыканту виртуозно исполнять различные мелодии, что нашло большой отклик у публики. В марте 1888 года состоялось первое выступление созданного В.В. Андреевым «Кружка любителей игры на балалайке», для которого Ф.С. Пасербским были изготовлены такие разновидности инструмента, как пикколо, контрабас, бас, альт.

Другим знаменитым музыкантом середины XIX века стал В.И. Радивилов, дававший сольные концерты на балалайке в Москве. Музыка исполнителя нравилась широкой публике, и в результате он получил известность как виртуозный балалаечник и один из самых выдающихся музыкантов своего времени в этой области.

В годы советской власти было открыто большое количество музыкальных школ и консерваторий, в которых действовали классы обучения игры на балалайке, что способствовало появлению ряда талантливых исполнителей. Академическое исполнительство на балалайке получает развитие во многих областях страны. Балалайка и сегодня занимает достойное место в музыкальной жизни России, оставаясь своеобразным народным символом.

В собрании Крымского этнографического музея представлена балалайка (КП-1078, ИБ-441), изготовленная мастером Ф.С. Пасербским в Санкт-Петербурге. Инструмент датируется началом ХХ в. Нижняя часть балалайки треугольной формы. Голосник оформлен декоративным изображением окошка в избушке.

Экспонат был приобретен Крымским этнографическим музеем посредством закупки у А.М. Родионова в 1995 году, и дополнил коллекцию русских музыкальных инструментов.