Наверх

24.04.2017 г. Фаюмский портрет "Спортсмен"

Ломакина М.А.,

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

 

Уникальную живописную работу – фаюмский портрет передала в фонды ГБУРК «Крымский этнографический музей» автор картины, иконописец Надежда Макриди.

Родилась в поселке Зуя Белогорского района в греческой семье. В 1998 г. вместе с родными уехала в Грецию, где прожила 10 лет. С 2004 по 2008 гг. она, по совету сестры, поступила в иконописную школу при храме «Успения Пресвятой Богородицы» в Афинах, где посещала семинары известного мастера иконописи Георгия Кордиса.

В 2008 г. Надежда Макриди вернулась в Крым. Фаюмский портрет (КП-8780, ИБ-455) был написан во время обучения в Греции. Техника написания – энкаустика. На деревянной доске изображен погрудный портрет молодого мужчины европейского средиземноморского типа, смуглого с крупными карими глазами и черными волосами.

Фаюмский портрет  "Спортсмен"

Автор - Н.Макриди 

Фаюмские портреты впервые появились в греко-римский период Древнего Египта. Они создавались в живописной технике энкаустика также как и первые раннехристианские иконы. Энкаустика (от др. греческого – «выжигание») – манера живописи, где связующим звеном для красок является воск. Краски используются во время работы в расплавленном виде и наносятся без предварительной грунтовки  на холст. Помимо техники написания фаюмские портреты и ранние христианские иконы объединяет сакральный смысл этих произведений живописного искусства.

Фаюмские портреты являются ритуальными масками, служащими для одной из составляющих египетского загробного ритуала. Благодаря портрету душа умершего Ка должна была узнать усопшего и соединиться с ним для вечной жизни. Но, несмотря на реалистичность, фаюмский портрет – это не изображение лица человека, реально существующего, это его лик, бессмертная душа.

Большинство работ, написанных художниками, вневозрастные, идеальный юный возраст с застывшей на губах улыбкой. Люди, которые смотрят на нас с портретов, находятся по ту сторону земной жизни. Взгляд огромных глаз строгий, отрешенный, направлен мимо сквозь зрителя и, как будто, видит нечто недоступное людям. Этот прием был перенят иконописцами. По иконописному канону овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, глаза большие, миндалевидные, взгляд строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Фаюмские портреты являются настоящим чудом в истории искусства. Они не только заложили основы иконописного канона, но и донесли до нас облики людей, потомков правящей династии Птолемеев.