В рамках Акции «Подарок музею» жительница города Симферополь Барышникова Тамара Петровна передала в Крымский этнографический музей уникальную частичку своей семейной истории – коллекцию фарфоровых статуэток производства Полонского фарфорового завода (ПФЗ), в том числе «Архар. Горный баран», «Кролик» и «Мальчик-лыжник с ёлкой». Эти изделия были изготовлены в период расцвета завода – с 1953 по 1957 годы, что подтверждает специальное клеймо синего цвета («УФФ Полонне»).

Данные фарфоровые статуэтки выпускались на Полонском фарфоровом заводе – промышленном предприятии в городке Полонное Хмельницкой области, Украина. В 2010 году завод прекратил производственную деятельность.

В наше время, когда заводы прекратили свое существование, а мастера отошли, живые напоминания о славном прошлом продолжают жить. Полонский фарфор – это прикосновение к истории и настоящий культурный код.

Коллекция фарфоровых статуэток представляет собой художественную и культурно-историческую ценность, имеет хорошую сохранность и станет достойным пополнением фондовой коллекции музея.
Крымский этнографический музей выражает благодарность всем дарителям музея!

Историческая справка
В конце 19 века в Полесье и на Волыни стали появляться небольшие предприятия по производству фарфора. Они возникали вокруг месторождений «белого золота» – каолиновой глины, которая идеальна для изготовления тонкостенной керамики. Продукцию экспортировали в Польшу, спрос на нее был и среди местных состоятельных покупателей. На предприятии работали технологи, художники, скульпторы из Европы, поэтому качество изделий было на высоте.
В середине 1890-х годов предприниматель Моисей Бричкин открыл в местечке Полонное (предместье Горошек) фарфоровую фабрику. Изготавливали чернильницы, кашпо, небольшие фигурки. Бричкин «черпал вдохновение» на ярмарках, где волынские и подольские гончары продавали свои работы. Он покупал понравившиеся статуэтки и копировал. Особенность мануфактуры – использование и белой, и цветной массы; последнюю окрашивали солями металлов. Из-за большого количества статуэток в ассортименте предприятие прозвали «кукольным».
С 1927 года завод стал называться артель «Керамик». Расцвет артели пришелся на первую половину 1950-х годов. В 1956 году «Керамик» стал государственным предприятием, его переименовали в «Полонский завод художественной керамики». Штат работников увеличился до 100 человек, качество продукции улучшилось, ассортимент расширился. Мастера проходили повышение квалификации на Ломоносовском заводе в Ленинграде.
Завод прославился малой пластикой, воплотившей в себе лучшие достижения украинской национальной культуры.