Наверх

28.05.2019 г. Обрядовые платки «чевре» конца ХIХ – начала ХХ века из собрания Крымского этнографического музея

Ломакина М.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

 

В 2018 году Крымским этнографическим музеем была закуплена коллекция из трёх обрядовых платков «чевре» конца ХIХ – начала ХХ века вышитых металлизированной нитью золотистого цвета.

Издавна одним из направлений декоративно-прикладного искусства крымских народов являлась вышивка. Навыки украшения ткани узорным орнаментальным шитьем крымские татарки приобретали с детства, а к замужеству готовили приданое и свадебные подарки. Вышитые изделия занимали значительное место в быту крымскотатарского народа, тесная связь с бытовыми и религиозными обрядами (обручение, свадьба и т.п.) сохраняла в художественном шитье традиции технических приёмов и орнаментики.

Основой для изготовления вышитых изделий служили различные ткани самодельного производства, к середине ХIХ века использовали покупной шелк, атлас, бархат, а в ХХ веке появляются покупные фабричные ткани. В золотошвейном деле использовались металлические нити, плотно навитые на бумажную или нитяную основу.

У крымскотатарских мастериц существовало два основных вида узорного шитья: двусторонняя вышивка (татар ишлеме, телли), при которой одинаково декорируется лицевая и изнаночная сторона, и односторонняя вышивка (букме, пул), украшающая внешнюю сторону расшиваемой поверхности. Основные виды узорного шитья представлены на декоративных платках чевре из коллекции музея.    

Чевре (тур. – контур, кайма) – обрядовый платок, сложенный особым образом, так, что его концы, соединяясь вместе, образовывали квадратный платок, состоящий из четырех украшенных вышивкой и симметричных по диагонали относительно друг друга фрагментов (размеры в сложенном виде: 32х32 см; 34х34 см; 42х42 см).  Складывался двумя способами, при которых узкая вышитая каемка либо окаймляла сложенный платок по периметру, либо делила его крестом на четыре части. Узор на платке размещался строго по углам, и основная ось рисунка располагалась по направлению диагонали. В сложенном виде части рисунка сходились вместе и закрывали всё поле платка. Чевре развешиваются при оформлении свадебной комнаты.  В Крыму платки чевре входили в обязательные дары, которые невеста готовит для своего жениха. В Турции чевре одевают в качестве головного платка.

Декоративный платок – «чевре» (КП-8999, ИБ-4675) конца ХIХ начала ХХ века квадратной формы, белого цвета, по периметру обшит нитью золотистого цвета. По углам платка вышито изображение изогнутой ветви S – образной формы – «Эгри дал». Для вышивки использована металлизированная пластина и нить золотистого цвета. В татарском искусстве, мотив «Эгри дал» символизирует райский сад, бесконечное цветение, вечную гармонию и совершенство.

Декоративный платок – «чевре» (КП-9000, ИБ-4676) начала ХХ века квадратной формы, белого цвета, края подшиты на машинке. По углам украшен вышивкой, металлизированной золотистой нитью – стилизованное древо жизни в виде корзины с цветами или вазона.

Декоративный платок – «чевре» (КП – 9001, ИБ-4677) начала ХХ века квадратной формы, белого цвета, края подшиты на машинке. По углам украшено вышивкой, которая изображает стилизованное древо жизни в виде букета. Вышивка сделана металлизированной золотистой и фиолетовой хлопчатобумажными нитями.

 Один из главных мотивов в крымскотатарской вышивке – это древо жизни или мировое дерево и его разновидность – вазон и изогнутая ветвь – «эгри дал». В представление тюрок древо жизни - это миропорядок, который связывает мир людей, мир богов и мир духов предков. Ветви и листья мирового дерева – это живущее ныне поколение и колыбели будущих детей, его корни - это духи предков. Поэтому древо связано с жизнью всего рода и его часто называют «Родовым деревом», родовым гербом - амулетом, знаком мира и целостности, счастья и процветания семьи. Такое же значение имеет изображение вазона. Мотив «эгри дал», являющийся интерпретацией древа жизни, символизирует исток, начало зарождения жизни.

Благодаря ювелирной технике исполнения и художественной ценности, вышивка крымских татар привлекает внимание специалистов историков, этнографов и занимает важное место в музейных собраниях.