Наверх

Репецкий М.В. Анализ фотографий крымских немцев из фондов Крымского этнографического музея

Формирование коллекции фотодокументов Крымского этнографического музея начинается с момента основания учреждения в 1992 году.

Фотографии являются важным источником по материальной и духовной культуре народов, населяющих Крым. Благодаря изображениям, зафиксировавшим повседневную жизнь, традиционные обряды и внешний вид жителей полуострова, мы получаем более полную картину действительности, окружавшей наших предков.

Большая часть фотоматериала, представленного в данной работе, по культуре крымских немцев, анализируется и вводится в научный оборот впервые. Некоторые снимки широкой аудитории.

Формирование коллекции фотодокументов Крымского этнографического музея начинается с момента основания учреждения в 1992 году.

Фотографии являются важным источником по материальной и духовной культуре народов, населяющих Крым. Благодаря изображениям, зафиксировавшим повседневную жизнь, традиционные обряды и внешний вид жителей полуострова, мы получаем более полную картину действительности, окружавшей наших предков.

Большая часть фотоматериала, представленного в данной работе, по культуре крымских немцев, анализируется и вводится в научный оборот впервые. Некоторые снимки широкой аудитории.

Коллекция фотографий музея по данной теме насчитывает 262 единицы хранения, из которых основной фонд составляет 166 снимков. Большая часть изображений научно-вспомогательного фонда являются фотокопиями. Фотографии сделаны в период с 1898 года по начало XXI века. Подлинных фотографий — 188, остальные 74 фотокопии. Мы разделили фотографии на несколько групп: постройки - 128 ед., хозяйственно-бытовые – 101 ед., обрядовые: свадебные - 3 ед. и погребальные памятники - 30 ед. Коллекция немецких фотографий пополнялась по результатам полевых экспедиций, а часть снимков были переданы музею в дар.

Как мы видим самой крупной по количеству фотоснимков, является группа изображений построек, она насчитывает 127 единиц хранения. На снимках – жилые дома, хозяйственные, общественные и религиозные постройки. Фотографии отображают не только внешний вид, но и внутреннюю обстановку в помещениях. Среди указанной группы фотоснимков представлены, как черно-белые изображения (КП-3397, Ф-813; КП-3409, Ф-813; КП-3410, Ф-816), сделанные в 50-70-х годах ХХ века, так и цветные фото, напечатанные в 2001 году (НВ 1472; НВ 1473; НВ 1490; НВ 14 88; НВ 1492; НВ 1540). На фото представлены одноэтажные жилые постройки с двускатными крышами, покрытыми черепицей или шифером. Все дома обнесены оградой из камня, древесины или металла, а часть построек имеют декоративные элементы конструкции.

Фотографии НВ-1511; НВ-1551 демонстрируют большие, двухэтажные немецкие усадьбы, нередко принадлежавшие известным в Крыму деятелям. Например, усадьба принадлежавшая Фердинанду Матвеевичу Шлее (НВ-1539; НВ-1538) расположенная в имении «Чоботары» основанном в 1855 г. Матвеем Шлее (ныне с. Чоботарка Сакского района) [1]. Хочется выделить ряд фотографий с изображением специальных хозяйственных помещений – подвал (НВ-1486) и коптильня (НВ-1495; НВ-1496) в селе Ровное Красногвардейского р-на (бывшая колония Карасан).

С увеличением землевладений и объемов производства, крупным собственникам было необходимо создавать инфраструктуру, позволяющую хранить много сырья и производить больше продукции. Для этих целей вокруг усадеб строят крупные хозяйственные комплексы. В фондах музея хранятся фотографии с изображениями указанных строений и механизмов. 

На фотоснимках НВ-1544; НВ-1545 и НВ-2567 изображены немецкие усадьбы и находившиеся поблизости постройки хозяйственного назначения. Интерес представляет фото НВ-2654, на котором группа людей запечатлена рядом с хозяйственным строением и механизмом для обмолота зерна. Вероятно, фотография была сделана в имении Ф.М. Шлее «Чонгары» в конце XIX начале ХХ века.  

Важнейшим фактором для успешного хозяйствования в Крыму была и остается пресная вода. Частым явлением, особенно в степной зоне полуострова, было строительство колодцев с конной тягой. Такие «глубокие» колодцы из сел Сары-Баш и Каштановка Первомайского района зафиксированы на фотографиях НВ-1525 и НВ-1524. Существующие источники воды специально оборудовали (каптировали) для концентрации и удобства забора подземных вод, например, в колонии Судак, как мы видим на фото НВ-1526, источник был оборудован в 1900 году.

Одним из маркеров экономического благополучия общины является ее забота о собственной культуре. В случае с крымскими немцами это выражалось в создании культовых и образовательных учреждений. Для функционирования этих организаций строились необходимые здания. В начале ХХ в. в Крыму было 186 евангелическо-лютеранских общин, 22 католические общины, 29 менонитских общин [3]. Таким образом, большая часть культовых сооружений были протестантскими. Лютеранские кирхи и молельные дома изображены на фото НВ-1553; НВ-1523; НВ-1476; НВ-1482. Интерьеры симферопольской кирхи мы видим на снимках НВ-1512; НВ-1514; НВ-1515.

К 1865 г. на полуострове известно 3 места компактного проживания немцев-католиков, где имелись римско-католические церкви: Розенталь (в 1869 г. построено новое здание), Кроненталь и Цюрихталь [3]. Как выглядело здание бывшего католического храма в с. Розенталь (ныне с.Ароматное Белогорского р-на) в 50-е годы ХХ в мы видим на фото КП-3411, Ф-818В. Сейчас строение занимает православная церковь (НВ-1552; НВ-1504; НВ-1474НВ-1475) Католический храм в колонии Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района) возведен в 1866 г. и запечатлен на фото НВ-1516. В 1912 г. в с. Александровка Перекопского уезда, где в 1864 г. поселились католики немцы и чехи, была построена римско-католическая церковь [3]. Состояние церкви в конце ХХ века зафиксировано на фотографиях НВ-1535; НВ-1536; НВ-1537, где изображены экстерьер и интерьер памятника. Среди музейных фото посвященных религиозным и учебным заведениям можно увидеть изображения молитвенного дома меннонитов и Карасанское центральное училище (НВ-1466; НВ-1467). На горизонтальных цветных фотографиях одноэтажные здания со стенами светло-красного цвета и окнами, расположенными вдоль всего помещения.

Среди народов, населявших в ХIХ – ХХ вв. Таврическую губернию и имевших свои учебные заведения, выделялись немецкие колонисты. У них существовала широко разветвленная структура учебных заведений [3]. Некоторые из этих учреждений изображены на фото, хранящихся в музейных фондах. На фотоснимках: НВ-2168; НВ-1520; НВ-1505 запечатлены Феодосийский педагогический техникум до пожара 1987 года, Симферопольская евангелическо-лютеранская школа и центральное училище в колонии Нейзц 1876 года постройки.

Вторая условная группа фотографий иллюстрирует обрядовые стороны жизни немцев Крыма. Это черно-белые свадебные фотографии кон. ХIХ нач. ХХ вв. и цветные снимки, которые отражают материальную сторону обряда захоронения в бывших немецких колониях и городах полуострова.

Свадебные фото, посвященные немцам, представлены тремя единицами хранения. Это фотодокументы, датируемые первой третью ХХ века. На свадебном снимке НВ-2566 жители колонии Карасан Мария Валл и Корнелиус Фот, фотография была сделана в 1918 году. Изображение Четы Биркле мы видим на фото от 4 июня 1914 года (КП-7114, Ф-2032). Венчание жителей с. Александровка А.К. Бухмиллера и В.Ф. Креглик зафиксировано на фотокарточке в 1929 году (КП-2002, Ф-375). На всех фотографиях изображены только празднично одетые молодожены в помещении.

Фотографии НВ-1499; НВ-1501 изображают группы памятных знаков на немецком кладбище с. Александровка и бывшей колонии Розенталь (ныне с. Ароматное Белогорского р-на). Надмогильные сооружения выполнены из камня и металла, атрибутировать металлические памятники сложно ввиду отсутствия посвятительных надписей. На каменных конструкциях текст сохранился лучше. Примером хорошей сохранности являются памятники из с. Красногорское, Белогорского р-на (бывш. колония Нейзац) представленные на фото НВ 1573; НВ-1574, где мы видим лютеранские каменные надгробия с надписями на немецком языке и рельефными украшениями: кленовым листом на первом и книгой со свитком на втором памятнике.

На фотографиях, хранящихся в фондах музея, зафиксированы и более сложные конструктивные элементы надмогильных сооружений. Примером служит вертикальное цветное изображение НВ 1567, где мы видим четырехугольную постройку с 2-мя окнами по сторонам и входом, оформленным колоннами и аркой, над входом рельеф скорбящей женщины. Это лютеранская часовня, построенная по проекту К. Киблера в 1902 г. На фото НВ 1562, сделанном в г. Судаке в 2001 г., представлен памятник из светлого камня имеющий прямоугольное основание, стилизованные колонны с фигурной аркой и посвятительной надписью.

Хозяйственно-бытовые фото собраны в третью условную группу изображений. Рассматривая данный комплекс из 101 фотографии, исследователь получает представление о том, как выглядели жители Крыма 50 – 100 и более лет назад. Эти фотоснимки дают представление о будничных занятиях и досуге людей, а также знакомят с бытовым окружением, повседневным и выходным костюмом крымчан конца XIX – ХХ вв.

Одним из традиционных занятий немцев Таврической губернии было коневодство. Верховая езда и использование гужевого транспорта было самым распространенным видом преодоления больших расстояний в XIX нач. XX вв. Лошади у немцев были крупными выведенными из пород, привезенных в Крым при переселении [5]. Снимки с изображением людей с лошадьми и отдельно животных так же присутствуют в собрании фотографий музея.

На горизонтальном черно-белом фото НВ 2568 изображены два всадника с ружьями за спиной, Иоган Вибе (младший) с другом Бергманом (учитель) в имении Вибе – «Карасан», снимок был сделан в 1903 году.  Еще одно фото из Карасана начала ХХ века представляет двух мужчин, сидящих в повозке, запряженной одной лошадью. Данный снимок датирован 1910 годом на нем Иоганн Вибе (старший) с Кучером Федором.

Запряженную конной двойкой повозку мы видим на снимке НВ-2169, управляет повозкой Председатель колхоза имени Карла-Либкнехта д. Тобулды Биюк-Онларского района Циммерман Андрей Конрадович. Немцы неоднократно демонстрировали разводимые породы лошадей на уездных и губернских ярмарках, выставках, за что отмечались медалями, похвальными листами и денежными наградами [3]. Неудивительно, что питомцами гордились и фотографировали их. Так на фото НВ 2661 запечатлена, вероятно, с хозяином лошадь темной масти на фоне части здания. На животном сбруя и ее держит в поводу стоящий рядом мужчина. Фото сделано в имении Чолгары. Похожий снимок НВ 2660, где мы видим коня, на спине которого сидит девочка в белом платье. За конем стоит мужчина, а перед ним мальчик в рубашке и шортах.

При работе с фотодокументом важнейшую роль в его атрибуции играют сопроводительные надписи, которые часто встречаются на обратной стороне снимка или на изображении. Некоторые надписи выполнены на отдельных листках бумаги и порой содержат историю жизни запечатленного на снимке человека, а иногда и целой семьи. На фотографии НВ-2620 изображены мужчина и женщина средних лет, женщина в повседневной одежде и мужчина в военной форме начала ХХ века, в левой руке у мужчины драгунская шашка образца 1881 г. [6]. Люди на фото – это Байерле Готгольт Филиппович и его двоюродная сестра Ольга Байерле. На службу в армию Готгольд Филиппови был взят еще во время Первой мировой войны и прослужил 7 лет. Продолжение истории этого человека мы знаем благодаря фотографии НВ-2621. Вертикальное фото на паспарту представляет Байерле Готгольда Филипповича в повседневной, гражданской одежде темного цвета. Проживал он в деревне Фриденталь (с. Курортное Белогорского района) в молодости, т.е. до революции он был старостой в своем селе. Позднее, вернувшись с фронта, председателем сельского совета. А с началом организации колхозов он стал его председателем. В преклонном возрасте и до начала войны в 1941-м году ведал лесничеством в Зуйском районе.

В фондах музея содержатся фотографии, изображающие крымских немцев в период советской власти. На трех фотоснимках НВ-2622, НВ-2616, НВ-2171 запечатлены жители деревни Барак (ныне часть села Синицыно Кировского района) семья Бэр Филиппа, Генрика Портье, Кильбер Андреас и жена его Клара, урожденная Бенц.

Некоторые фотографии повествуют о профессиональной занятости в среде крымских немцев. Фото НВ-2181 рассказывает о жителях д..Кенегеза - Мутшаль Фридрихе Фердинандовиче, его жене Кристине, урожденной Грасс и сыне Давиде. Фридрих Фердинандович считался лучшим столяром в деревне, неутомимый труженик в годы коллективизации. Мутшаль Давид был много лет председателем колхоза «Роте Фане» (Красный флаг) деревни Кенгез. На фото НВ-2619 представлена группа учеников, среди которых первом ряду в центре преподаватель музыки и пения – Мюллер Теодор Фридрихович. На снимке НВ-2625 жительница Симферополя Виктория Вертегель, рожденная Пастлер по профессии врач. Фотография НВ-2589 конца ХIХ века сделана в с. Кояш (Водное) представляет семью Шнейдера Франца Францевича и семью управляющего их имением Семенова Кирилла Кирилловича с женой Келлер Дарьей Ивановной. В 1885 г. Келлер Д.И. работала экономкой у Шнейдеров.

Фотоснимки из фондов Крымского этнографического музея могут послужить одним из источников при изучении влияния политических процессов на жизнь жителей полуострова. Например, на некоторых фото изображены репрессированные крымчане участники боевых действий и труженики тыла. Так, на фотографии НВ-2624 запечатлена девушка с подругами – Пастлер Анна из Фундуклов в 1942 была мобилизована в трудовую армию и работала в г. Челябинск до 1947 года.

Фотографии знакомят исследователя с бытовой, хозяйственной и культурной жизнью немцев. На изображениях мы видим людей разного социального положения, жителей разных населенных пунктов их занятия и внешность. Среди особенностей немецких фотографий можно отметить довольно подробные подписи к изображениям, что несомненно облегчает атрибуцию снимков. Рассмотренные фотодокументы являются важным источником при изучении материальной культуре немцев Крыма ХIХ – ХХ вв.

 

Литература

1.Комиссарова В.В. Служение Симферополю. Александр Шлее. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2009. – 88с., цв. Илл.

2. Лица Тавриды. Народы: Альбом [Автор проекта Прокопенков В.Н.]. – Симферополь: Издательство «ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2012. – 400 с.  

3.Немцы в Крыму. Очерки истории и культуры. / Сост. Ю.Н. Лаптев. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. – 256 с.

4.Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., “ЭРН “, 2006. – 472 с.

5.Постников В.Е. Южнорусское крестьянское хозяйство. – М., 1891.

6.Анатомия армии [Электронный ресурс] 2000. – Режим доступа http://army.armor.kiev.ua/forma-2/rus-kavaler-07-14-1.shtml свободный.