Наверх

Шаврова Н. А. КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СЕРЕДИНЫ XIX-НАЧАЛА XXI ВЕКОВ ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ"

В статье содержится обзор коллекции музыкальных инструментов середины XIX – начала XXI веков из собрания Крымского этнографического музея. Дается краткая характеристика музыкальных предметов, их особенностей, приводятся интересные факты из истории некоторых инструментов. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся материалы из фондов музея.

КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СЕРЕДИНЫ XIX-НАЧАЛА XXI ВЕКОВ ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

Н.А. Шаврова

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымский этнографический музей», г. Симферополь, Россия

 

COLLECTION OF MUSICAL INSTRUMENTS MIDDLE OF XIX CENTURY – EARLY XXI CENTURIES FROM THE OF FUND STATE BUDGETARY INSTITUTIONS OF REPUBLIC OF CRIMEA «CRIMEAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM»

N.A. Shavrova 

State Institution Republic of Crimea «Crimean ethnographic museum», Simferopol, Russia

 

В статье содержится обзор коллекции музыкальных инструментов середины XIX – начала XXI веков из собрания Крымского этнографического музея. Дается краткая характеристика музыкальных предметов, их особенностей, приводятся интересные факты из истории некоторых инструментов. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся материалы из фондов музея.

 

The article provides an overview of the collection of musical instruments middle XIX - early XXI centuries from the Crimean Ethnographic Museum. A brief description of the musical objects, their features are interesting facts from the history of some of the tools. The scientific revolution introduced previously unpublished materials from the museum.

 

 

Коллекция музыкальных инструментов Крымского этнографического музея, насчитывающая 50 предметов, начала складываться с 1994 года. Классифицируя музыкальные предметы по типу извлечения звука, выделяются следующие виды: струнные, ударные, духовые и язычковые инструменты. Это как самобытные народные инструменты, которые принадлежат лишь одному народу, например, это бандура у украинцев, балалайка у русских, мандолина у итальянцев. Так и межнациональные инструменты, распространенные у разных народов, связанных между собой этнически либо историко-культурными контактами такие, как: тар, кяманча, зурна у азербайджанцев и армян [1] .

В музее представлены армянские, белорусские, греческие, еврейские, итальянские, крымскотатарские, крымчакские, немецкие, русские, украинские, цыганские, эстонские музыкальные инструменты.

Среди армянских музыкальных  инструментов в коллекции музея находятся 10 предметов. Один из них - это дудук - древнейший деревянный  духовой инструмент. Дудук (КП-5390, ИБ-2227) - «цирапанюх» в переводе «абрикосовая труба» и заготовка к дудуку (КП-5371, ИБ-2228), изготовленные из абрикосового дерева армянским мастером Сасуном Этибаряном в 2007 году (рис.1).

Армянские музыкальные инструменты

                                                             Рис. 1. 

Также имеются две деревянные дудки: шви (КП-1605, ИБ-673), галине шви (КП-1606, ИБ-674), датирующиеся XIX в., на одной из них имеется клеймо мастера, состоящее из 2-х букв армянского алфавита; свирель (сринг) (КП-1604,ИБ-672) - пастушья дудочка из тростника (начало XX в.), обладающая светлым и нежным звуком, как у флейты [2]; зурна (КП-1603, ИБ-671) 60-х гг. XX в. – дословно «праздничная дудка», клич которой оповещал о начале армянской свадьбы (рис.1).

К армянским струнным инструментам относится тар (КП-1599, ИБ-667) (XIX в.), являющийся самым совершенным народным и сольным из всех инструментов в музыкальном быту армян (рис.1). Инструмент выполнен из цельного куска тутового дерева грушевидной формы со вставками из перламутра.

Также в собрании музея находится армянский смычковый инструмент кустарного производства – кяманча (КП-1600, ИБ-668) с деревянным шаровидным корпусом, обтянутым кожей и полым внутри (XIX в.). Изменение звука происходит  с помощью смычка с натянутым конским волосом (рис.1).

Щипковый музыкальный инструмент, известный армянам ещё с раннего средневековья – канон (КП-1598, ИБ-666) с деревянным треугольным корпусом, датирующийся XIX в., а также ударный инструмент – двухсторонний барабан (дхол) (КП-1601, ИБ-669), относящийся к XIX в. – важная составляющая часть армянского ансамбля дудукистов наряду с дудуком (рис.1).

В фондах музея из белорусских музыкальных инструментов находится свирель (КП-1404, ДП-483) керамическая с росписью и поливой ручной работы (Крым, 1995 г.).

Коллекцию музыкальных предметов понтийских греков представляет лира (КП-2385, ИБ-879) – струнный смычковый музыкальный инструмент (Греция, конец XX в.).

Из крымскотатарской коллекции предметов в музее находятся элементы ударного музыкального инструмента «даре» - две медные чашечки (КП-2405 ИБ-885) в виде шляпки, с загнутыми краями ручной работы (Крым, 20-30 гг. XX в.).

К еврейской музыкальной культуре относится шофар (КП-2127, ИБ-839) - духовой музыкальный инструмент конца XX в., выполненный из бараньего рога, символизирующего сокрушимое сердце, приходящее с раскаянием к Богу. Шофар является самым древним музыкальным инструментом, появление его относится к библейским временам. Евреи трубят в шофар в торжественные праздники [3].

В 2014 году коллекцию еврейских музыкальных инструментов дополнила скрипка со смычком в черном футляре (КП-7462, ИБ-3515) – Крым, середина XX в., принадлежавшая жителю г. Симферополя Жорницкому Изяславу Семеновичу (1922-2007 гг.).

Дополняет собрание музея традиционный итальянский инструмент начала XX в. -  мандолина (КП-1170, ИБ-481), овальной формы с 8 струнами, выполнена из дерева - груши, украшена инкрустацией из перламутра в виде вьюнка и летящей ласточки (рис.2). Это пример неаполитанского типа мандолин. Высококачественные мандолины изготавливались из ореха, груши, амаранта, лимонного дерева, палисандра [4,с.10].

 

Мандолина, Италия, нач. 20 в. Гитара, г. Молсква, сер. 20 в.

                                         Рис. 2. 

 

Немногочисленная коллекция крымчакских музыкальных инструментов включает в себя два ударных инструмента – бубны (КП-919, ИБ-381), (КП-920, ИБ-382) круглой формы, состоящие из обруча, обтянутого козьей кожей (конец XIX - начало XX века).

К немецким музыкальным инструментам относятся две фисгармонии - клавишные музыкальные инструменты. Одна - ручная фисгармония (КП-3413, ИБ-1444) черного цвета, прямоугольной формы, из бука, украшенная слоновой костью, относится к концу XVIII в., изготовлена в парижском отделении фирмы «Циммерман». Другая фисгармония (КП–3460, ИБ-1480), кон. XIX – нач. XX вв., произведена в Санкт-Петербурге, также фирмой «Циммерман» (рис.3).

 

Фисгармония, Россия, Санкт-Петербург, фирма Циммерман, сер. 19-нач. 20 вв.

                                                   Рис. 3.

В 2012 году кнопочный аккордеон (КП-6695, ИБ-3087) немецкого производства (Саксония, г. Клингенталь, нач. XX в.) дополнил музыкальную коллекцию музея. Кроме этого, в музейных фондах имеется и цитра (КП-956, ИБ-403) – народный струнный музыкальный инструмент (Германия, нач. XX в.). Это родственный арфе щипковый инструмент с плоским корпусом, возникший во второй половине XVIII в. из примитивного народного инструмента австрийских и баварских горцев прямоугольной формы. Цитра имеет ясный и приятный, но однообразный звук [5, с.56].

Достаточно большая в фондах музея коллекция русских народных музыкальных инструментов как кустарного, так и фабричного производства. Особенно важно, что из 8 баянов три крымского производства (КП-3367, ИБ-1418), (КП-3469, ИБ-1489), (КП-3986, ИБ-1876); остальные, произведены в разных регионах России: (КП-6684, ИБ-3086), (КП-6693, ИБ-3085), (КП-5174, ИБ-2203), (КП-4058, ИБ-1927), (КП-6885, ИБ-3201); 7 гармоней: тульские (КП-1324, ИБ-543), (КП-6692, ИБ-3084), (КП-1079, ИБ-442); вологодская: (КП-4057, ИБ-1926); вятская: (КП-6838, ИБ-3176); других регионов: (КП-6966, ИБ-3251), (КП-6839, ИБ-3177), датирующиеся 20–80-х гг. XX вв., 3 балалайки, гитара семиструнная, два бубна: один - (КП-1776, ИБ-756), 50-е гг. XX в, Крым, с. Партизанское, Симферопольский р-н; второй - (КП-3203, ИБ-1289), Крым, середина XX в.

Гармонь – русский народный музыкальный инструмент, важный элемент русской культуры. Существуют различные виды гармоней, которые отличаются и по звучанию, и по тембру. А баян и аккордеон – это наиболее совершенные музыкальные инструменты, которые имеют больше возможностей для исполнения и удобны в овладении [6].

Интересна гармонь «Тульская» (КП-6692, ИБ-3084), датирующаяся 70-80 гг. XX в. с изображением на красном фоне золотого скрипичного ключа, женской фигурки и надписи «Тула» и с дарственной надписью «Владимиру Андреевичу человеку,  уважаемому в честь 50-летия от товарищей по работе 15.06.84 г.».

Гармонный промысел состоял из нескольких производств, каждый мастер отвечал за изготовление определенной детали [7].

В Симферополе в музыкальной мастерской артели «Культура» в 1937 г. три мастера П. Гнатовский, А. Брудик, Я. И. Иванченко собрали баян (КП-3367, ИБ-1418).

 Хотелось бы отметить Севастопольский баян (КП-3469, ИБ-1489) кустарного производства 50-55 гг. XX в., мастера Яна, работавшего начальником военизированной пожарной охраны в Крыму, в г. Севастополе.

В 2007 году коллекцию музея дополнил баян (КП-3986, ИБ-1876) 30-х гг. XX в., принадлежавший Колеснику Василию Васильевичу, знаменитому баянисту, проживавшему в г. Джанкое. В дар музею передал его сын Колесник Александр Васильевич.

История выше указанного баяна имеет интересную судьбу. Баян - предположительно работы известного в довоенные годы мастера Мищенко, приобретен  в 1939 гг. Благодаря баяну, во время обороны Севастополя Василий Колесник остался служить при штабе, «развлекал» в перерывах между боями командиров, благодаривших за хорошую игру продуктами, которые по ночам под обстрелами и бомбежками переправлял в Инкерманские штольни, где находилась его жена Мария Колесник с дочерьми.

В 1944 году за 4 дня до освобождения Севастополя советскими войсками, семья была угнана сначала в Румынию, затем оказалась в сельскохозяйственном трудовом лагере в Австрии, в пригороде Вены.

В 1945 году семья Колесника переезжает в Джанкой. Баян удалось сохранить. Он продолжал «спасать» семью в тяжелые голодные послевоенные годы, играя на танцах, свадьбах, на всех торжественных мероприятиях.

Наряду с гармонью балалайка считается символом русской народной культуры. Она известна с начала XVIII века, в 1880 году усовершенствовалась В.В. Андреевым совместно с мастерами Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым [8].

Название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Слова «балалайка» или, как её ещё называли, «балабайка» родственны словам: «балаболить», «балагурить», что значит болтать, пустозвонить. Все эти понятия передают основную суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного [9].

В коллекции музея находятся три балалайки, изготовленные из сосны. Одна (КП-1078, ИБ-441)-мастером Ф.С. Пасербским (Россия, г. Санкт-Петербург) в нач. XX в.; вторая балалайка (КП–3471,ИБ-1491) в 80-е гг. XX в., производство Черниговской фабрики музыкальных инструментов им. П. П. Постышева; третья (КП-3170, ИБ-1257) – изготовлена в 1961 году, в г. Ленинграде (сейчас г. Санкт-Петербург).

В Крымском этнографическом музее имеется гитара семиструнная (КП-3171, ИБ-1258) из сосны, произведенная в  Москве и датирующаяся серединой XX в. (рис.2).

В Средние века основной центр развития гитары - Испания. В XV в. появляется инструмент с 5 сдвоенными струнами. К концу XVIII в. испанская гитара приобретает 6 одиночных струн и получает название английской. Уже с начала XIX в. в России распространилась семиструнная гитара, соединившая в себе конструктивные особенности английской и испанской гитары [7] .

К украинским музыкальным инструментам относятся: бандура (КП-35, ИБ-22) – народный струнный инструмент, корпус которого изготовлен из цельного куска груши с овальным углублением (Украина, середина XIX века); мандолина (КП-2876,ИБ-1048), изготовлена из дерева – груши, Львовской фабрикой «Трембита» (конец XX в.).

Из цыганских музыкальных инструментов представлены деревянные духовые  крымского производства: кларнет (КП–3815, ИБ-1740), кон. XIX в. и зурна (КП-3467, ИБ-1487), кон. XIX – нач. XX веков. Цыган, игравших на музыкальных инструментах, сопровождавших свадьбы и праздничные мероприятия, называли - даулджи. Самыми популярными считались музыканты из Бахчисарая [10].

Среди эстонских музыкальных предметов представлены медные духовые инструменты - трубы советского фабричного производства 40-50-х гг. XX в.: два тенора (КП-3976, ИБ-1868), (КП-3975, ИБ-1867) и бас (КП-3977, ИБ-1869). У крымских эстонцев, известных как «поющая нация», были распространены хоровые и духовые музыкальные коллективы, которые участвовали в певческих фестивалях [11].

Коллекция предметов музея по музыкальной культуре народов Крыма достаточно невелика – отсутствуют традиционные музыкальные инструменты многих народов, проживающих в Крыму. Наиболее  полно представлены народные  инструменты армян и русских. Надеемся, что в дальнейшем фонды музея пополнятся новыми интересными экспонатами. В будущем планируется создание каталога по музыкальным инструментам из коллекции Крымского этнографического музея.

 

Литература

1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.

2. Будашкин Н. П. Народные музыкальные инструменты.– М: Знание, 1961. – 40 с.

3. Еврейская энциклопедия. – Спб.: Тип. Брокгауза-Ефрона, 1906-1913. – 212 с.

4.Прокопенко Н. Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов. – Издательство «Музыка», 1977. – 103 с.

5. Модр А. Музыкальные инструменты. – М., 1959. – 64 с.

6.Мирек А. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. – М.: Музыка, 1967. – 196 с.

7. Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты.- М.,1963. – 108 с.

8. Всеобщая история музыки. – Москва ЭКСМО, 2010. – 544 с.

9. Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты. – М., 1949. – 55 с.

10. От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.). - Симферополь: Доля, 2004. – 288 с., ил.

11. Эстонцы Крыма. Очерки истории и культуры. – Симферополь: «ДИАЙПИ», 2008. – 400 с.