Вивтоненко А.А.
младший научный сотрудник
научно-исследовательского отдела этнической истории
и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.
Важным дополнением к национальному женскому костюму крымских татар служили ювелирные украшения, имевшие как эстетическое, так и функциональное назначение (детали одежды и прически, обереги и др.). Это разнообразные по форме, орнаменту и технике изготовления височные, шейные и нагрудные украшения, серьги, амулеты, пояса и пряжки к ним, браслеты и кольца.
Данные изделия изготавливали как крымские мастера, так и привозили из других территорий, особенно из Турции и Кавказа.
Ювелирные украшения делались из серебра (чаще всего), золота, мельхиора и других металлов. Традиционной техникой обработки и украшения драгметаллов для крымских татар являлась филигрань – фоновая и ажурная, помимо которой работали также в техниках зерни, золочения, ковки, литья, гравировки и др. Инкрустировали обычно сердоликом, перламутром, бирюзой, алмазами, янтарем, кораллами и жемчугом. Важное место занимали также разнообразные узоры в виде растительного, геометрического и эпиграфического орнаментов.
Браслеты (билезлик) у крымских татар обычно состояли из нескольких филигранных сегментов, либо у знатных женщин из золотых цепочек с драгоценными камнями. Кроме металлических браслетов распространение получили и браслеты из бус красного, голубого или черного цветов.
Изделие, приобретенное у А.П. Бердина из его частной коллекции, представляет собой парный браслет из комплекта, состоящий из 8 цепочек и застежки.
Браслет женский, Крым, конец XVIII века (КП – 8524, ИБ – 4228)
На плоской застежке имеется клеймо мастера и доцифровое клеймо в виде пилы-молнии.
Украшение выполнено не в традиционной технике крымскотатарских ювелирных изделий – филиграни, а при помощи ручного плетения. Браслет датируется концом XVIII в., произведен предположительно турецким мастером в Крыму.
Подобные браслеты были популярны среди крымских татар, однако сейчас являются редкой находкой.