1 ноября – 150-летний юбилей со дня рождения знаменитого композитора, скрипача, чье творчество неразрывно связано с Крымом, – Александра Спендиарова.
На территории Республики Крым запланированы тематические мероприятия в связи с этой праздичной датой.
Сотрудниками Крымского этнографического музея была подготовлена мультимедийная презентация для посетителей, демонстрация которой осуществлялась в первом выставочном зале музея.
Справка:
Александр Афанасьевич Спендиаров родился в Каховке 1 ноября 1871 года в семье владельца лесных складов, но крестили его в армянской церкви городского предместья Армянского Базара (Армянска). В 1882–1890 годах Александр учился в Симферопольской мужской казенной гимназии, затем – в Московском университете.
Будучи студентом второго курса, Александр, к тому времени прекрасно игравший на скрипке, начал брать уроки композиции у Н. Кленовского, с 1896 года – у Н. А. Римского-Корсакова, жившего в Петербурге. Тогда же Спендиаров начал писать собственную музыку. В августе 1896 года состоялось первое профессиональное исполнение «Старинного танца» Александра Афанасьевича, а спустя четыре года композитор создал «Концерт-увертюру» – свое первое большое произведение.
Началом своего творчества композитор считал 1901 год, когда он поселился в Ялте. Дом Спендиарова был центром музыкальной культуры Крыма. Ставшие традиционными «Спендиаровские вечера» привлекали в дом многих любителей музыкального искусства.
С начала XX века А. Спендиаров каждое лето выезжал в Судак, где ему легко писалось на даче, ранее принадлежавшей художнику-маринисту И.К. Айвазовскому.
Интерес к музыке народов, населявших Крым, особенно армян и крымских татар, получил у Спендиарова воплощение в целом ряде вокальных и симфонических произведений.
Подлинные мелодии крымских татар использованы в одном из лучших и репертуарных сочинений композитора в двух сериях «Крымских эскизов» для оркестра (1903, 1912).u В 1924 году А. Спендиаров выехал в Армению, где занимался педагогической и концертной деятельностью. В 1926 году Александр Афанасьевич стал народным артистом Армянской ССР.
Именно в последние годы он создал ряд своих лучших произведений, среди которых замечательный образец национального симфонизма «Эреванские этюды» (1925).