Наверх

02.09.2022 г. Головное покрывало крымскотатарской девушки "шербенти" из собрания ГБУРК "Крымский этнографический музей"

Бариева М.Р.

научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

Элементы крымскотатарского женского костюма изобилуют вышивкой: ее можно увидеть на платье, нарукавниках, курточках, обуви. Особенно часто вышивальными узорами украшали различные головные уборы, среди которых девичьи покрывала шербенти. 

Слово «шербенти» с иранского языка переводится как «шер» - сокращенное от «шариат», а «бенти» - дочь, т.е. «покрывало дочери по закону». Известный исследователь традиционной культуры крымских татар Куфтин Б.А. переводил это слово как «шар» - врач, а «бенти» - связь, т.е. покрывало, связующее семьи жениха и невесты. Такая интерпретация слова также не случайна, поскольку шербенти действительно было важным атрибутом свадебного обряда.

Такой головной платок девушка начинала носить с подросткового возраста, когда уже могла быть обручена. После церемонии покрытия головы девушки надевали на голову фес, а поверх накидывали кисейный платок шербенти, расшитый на узких концах растительным орнаментом.

Орнамент обычно состоял из трёх-пяти повторяющихся мотивов изогнутой ветви – эгри дал, в основе которой лежала S-образная линия-стебль с различными цветами, плодами и листьями. В качестве центрального элемента композиции наиболее распространенными являются изображения мотива розы – гуль, а также мотива миндаля– бадем.

Достойное место в экспозиции КЭМ «Мозаика культур Крыма» занимают девичьи головные платки шербенти, представляющие особый интерес благодаря используемым материалам и характерным традиционным орнаментам. Изделие КП-473, ДП-208 изготовлено из тонкой кисейной ткани, орнамент образован трижды повторяющимся стилизованным растительным узором в виде волнистого побега (мотив – эгри-дал) с двумя крупными цветками розы – гуль, бутонами и веточками с маленькими каплевидными листьями и в виде колосков. Цветки розы и бутоны выполнены металлизированной золотной нитью двусторонней гладью татар ишлеме, остальная часть композиции – шелковыми нитями различных цветов. Мотив эгри-дал в виде изогнутого стебля ветки, на котором могут одновременно расти разные цветы и плоды, изображается на женских, в основном девичьих, головных покрывалах, символизируя исток, начало зарождения жизни.

Крымскотатарская вышивка, с ее неповторимым богатством и изяществом, была гармоничным дополнением к некоторым элементам национального костюма.