Наверх

12.03.2020 г. Футляр для мезузы из коллекции Крымского этнографического музея

Савкович Д.В.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

Мезуза – это специальный свиток пергамента, изготовленного из кожи чистого животного, который прикрепляется к внешнему дверному косяку еврейского дома, при входе в синагоги и общественные здания.

Текст мезузы содержит слова из двух частей Шма – стихов из Пятикнижия, провозглашающих идею монотеизма. На внешней стороне свитка обычно наносится слово Шаддай – «Всемогущий», «Охраняющий двери Израиля».

Древнейшие мезузы представляли собой крупные изделия из камня, на которых были вырезаны Десять заповедей. Чаще всего мезузы такого типа устанавливались у входа в дом. В период средневековья нередко на внешней стороне свитка помещали различные магические изображения и имена ангелов. Однако позже такой обычай подвергся резкой критике, и сегодня мезуза не содержит никаких дополнительных символов.

Интересно, что использование мезузы встречается также у караимов, но данная практика не считается обязательной. Караимские мезузы выполняются в форме скрижалей Завета без надписей. Устанавливаются такие мезузы у входа в общественные помещения, реже – в дома.

В еврейской традиции существует несколько обычаев, связанных с использованием мезузы. В Израиле мезуза прикрепляется к двери сразу при вселении в дом, в диаспоре – в течение 30 дней. В случае продажи или сдачи дома в аренду мезузы не снимают. Мезуза рассматривается в Талмуде как одно из наиболее важных предписаний иудаизма. Каждые 7 лет текст свитка необходимо проверять на предмет повреждений. Для того, чтобы сохранить свиток от внешних раздражителей: сырости, воды, солнечных лучей и прочего, используют специальные футляры.

Футляры для мезузы являются классическими образцами прикладного искусства евреев. Изготавливаются такие чехлы из различных материалов: серебро, золото, мельхиор, стекло, пластик. Декорированы изделия стразами, позолотой, камнями, гравировкой.

Футляр для мезузы (КП-2947, ИБ-1094) из фондов Крымского этнографического музея выполнен из керамики, на двух концах имеются небольшие круглые отверстия для подвешивания. На поверхность краской нанесены основные символы иудаики: звезда Давида, изображение свечей.