Наверх

11.09.2017 г. Женский крымскотатарский пояс – ипишли-кушак

 Ломакина М.А.,

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

Украшения издавна считались особой частью культуры народа. Являясь произведениями искусства, они служили оберегами,  могли поведать о социальном статусе и семейном положении, свидетельствовали о материальном достатке и даже возрасте их владельца. При помолвке молодые люди дарили своим невестам комплект украшений, которые затем становились её имуществом и в случае развода или смерти мужа обеспечивали семье содержание на первое время. Важной деталью комплекта ювелирных украшений женщин крымских татарок был пояс (къушакъ). Пояса во многих семьях были реликвией, передавались по наследству от матери к старшей дочери, во время свадебной церемонии ими благословляли. Перед началом свадебной церемонии происходил обряд «опоясывания»: отец или брат несколько раз обходили невесту, затем застегивали пряжку – благословляя.  Также пояс на талии был знаком отличия обычных людей от обитателей подземного царства, которые носили его на бедрах. 

Къушакъ был не только частью народного костюма, но и защищал от злых духов, болезней и несчастий. Пояса крымскотатарских мастеров знакомят нас с ювелирным искусством филиграни, зерни, чеканки, литья.

Филигрань – это ажурный орнамент из тонкой проволоки. Фоновая филигрань – проволоку укладывали по рисунку на металлическую основу, посыпали припоем и припаивали с помощью паяльной трубки. Ажурная филигрань рисунок выкладывался на бумаге, которая потом сгорала. Пояс мог быть полностью металлическим, кожаным, бархатным, из шерта (полоса парчовой ткани). На тканую основу нанизывались металлические звенья (сулюк) S-видной формы или в виде банта. Традиционно пряжки были парными, массивными, изображали или крылья бабочки, либо зеркально отраженные листья винограда, образующие единый центр, на котором крепится многолепестковая, многослойная розетка.

  В 1993 году музеем был закуплен женский крымскотатарский пояс – ипишли-кушак (КП-532, ДП - 226), создан крымскими мастерами, относится ко второй половине XVIII века.

Состоит из массивной пряжки и девяти сулюков, надетых на полосу парчовой ткани – шерт. Пряжка в виде двух листьев винограда в зеркальном отражении, украшенных накладными ажурными листами с цветочной розеткой и пятью пружинными подвесками. Сулюки двух видов: S-видные и в форме банта. По центру пряжки цветок лилии в распустившихся бутонах, обрамляется остроконечными, изогнутыми листьями. На пряжке доцифровое клеймо «пила-молния».  

Ювелирные изделия крымско-татарских мастеров отличаются изяществом исполнения, своеобразными орнаментальными мотивами, они художественно неповторимы и самобытны.