Наверх

Репецкий М.В. Электронный фотоальбом "Народы Крыма" в ГБУРК "Крымский этнографический музей"

Фотографии, использованные для построения экспозиций, играют важную роль при формировании целостного образа реконструируемого объекта или события. Изображение помогает «оживить» экспонаты и вписать их в общую тематику выставки. Посетитель, рассматривая фото, может представить, то, как жили и выглядели наши предки. Фотодокументы являются важным источником для изучения прошлого и понимания людей того времени. Используя современные формы работы, а именно создание электронных фотоальбомов, дает возможность посетителю получать доступ к музейным фотографиям не угрожая их сохранности, что не маловажно для редких и плохо сохранившихся фото. Также электронный фотоальбом дает возможность непосредственного контакта с «живой» историей и настоящим историческим источником. Распространение электронных устройств раскрывает широкие возможности для просвещения граждан.

Фотографии, использованные для построения экспозиций, играют важную роль при формировании целостного образа реконструируемого объекта или события. Изображение помогает «оживить» экспонаты и вписать их в общую тематику выставки. Посетитель, рассматривая фото, может представить, то, как жили и выглядели наши предки. Фотодокументы являются важным источником для изучения прошлого и понимания людей того времени. Используя современные формы работы, а именно создание электронных фотоальбомов, дает возможность посетителю получать доступ к музейным фотографиям не угрожая их сохранности, что не маловажно для редких и плохо сохранившихся фото. Также электронный фотоальбом дает возможность непосредственного контакта с «живой» историей и настоящим историческим источником. Распространение электронных устройств раскрывает широкие возможности для просвещения граждан.

Формирование коллекции фотодокументов Крымского этнографического музея начинается в 1993 году. На сегодняшний день фото фонд насчитывает более 2000 единиц хранения. Коллекция фотографий пополнялась в результате полевых экспедиций, а часть снимков были переданы музею в дар. Многим дарителям хотелось бы видеть подаренные ими фотографические источники в экспозиционном ряду, но это практически невозможно выполнить из-за ограниченности экспозиционной площади, поэтому значительная их часть скрыта от широкой аудитории. В 2006 году, в ходе реэкспозиции выставки «Мозаика культур Крыма», у руководства музея родилась идея создать электронный фотоальбом на основе фондов Крымского этнографического музея. Идея принадлежит директору КЭМ Лаптеву Ю.Н., технически проект был реализован ст.н.с. Е.А. Лагодой и мл.н.с И.В. Спириной.  На первом этапе была проведена подготовительная работа: научные сотрудники отбирали наиболее интересные открытки и фотографии. На следующем этапе отобранный материал был отсканирован и обработан в программе Adobe Photoshop, так как некоторые подлинники нуждались в реставрации. По проекту каждая фотография в альбоме сопровождается краткой информацией о ней, текст подписей набирался в программе MS World. Затем текстовые файлы и файлы с фотографиями через буфер обмена копировались в программу MS Power Point, где и происходила окончательная обработка фотографий и текстов. На завершающем этапе готовый электронный альбом был записан на компакт-диски и перенесен на жесткий диск компьютера, расположенного в экспозиционном зале, где посетители и могли ознакомиться с ним.

Однако в ходе эксплуатации фотоальбома возник ряд проблем. Для просмотра изображений посетитель должен уметь пользоваться компьютером, что могли делать не все, особенно сложно было людям старшего поколения. Кроме того, работники музея столкнулись с техническими трудностями. Оборудование не было предназначено для обработки большого массива изображений и часто функционировало с серьезными задержками.  В результате инициатива музея не имела отклика среди населения и в 2010 году компьютер убрали из экспозиции.

В 2014 г. КЭМ совместно с Российским этнографическим музеем реализовал проект «Народы Крыма», в результате которого было закуплено необходимое оборудование.  Новое оборудование, значительно облегчало обработку информации и управление файлами, что позволило вернуться к идее собственного электронного фотоальбома. Работа по восстановлению и обновлению фотоальбома была поручена заведующей научно-исследовательским отделом Шавровой Н.А. и мл.н.с Репецкому М.В. Фотоальбом состоял из ряда презентаций, каждая из которых посвящена отдельному народу.  В ходе обработки, презентации дополнили новыми фотографиями, а в некоторых изменили структуру и хронологию фотоматериала.  Количество презентаций увеличилось за счет добавления изображений построек и отдельного размещения «современных» фотоснимков. Во время работы применялся опыт использования электронного альбома из Русского этнографического музея и опыт создания альбома «Лица Тавриды». Отсканированные фотодокументы поместили в программу Adobe Flash Player 16.0 r 0 с возможностью дополнений и изменений. После этого файл был установлен на сенсорный монитор и размещен в экспозиции. Монитор для удобства закрепили на специально изготовленной для него тумбе. В январе 2016 года оборудование было подключено, и электронный фотоальбом стал доступен посетителям музея. Одной из важных особенностей альбома является невозможность внесения каких-либо изменений экскурсантами.

В альбоме представлены фотоснимки и открытки по истории народов Крыма, из фондов Крымского этнографического музея, Центрального музея Тавриды, Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), частных коллекций и архивов национально-культурных обществ. Фотографии датируются концом XIX – XXI вв.

Электронный фотоальбом состоит из 21 раздела, посвященного отдельным этносам и этническим группам: ассирийцам, армянам, белорусам, болгарам, грекам, евреям, итальянцам, караимам, крымским татарам, крымчакам, меннонитам, молдаванам, немцам, полякам, русским, украинцам, французам, цыганам (крымские рома-чингине), чехам, швейцарцам, эстонцам.  Отдельным разделом представлено этнокультурное наследие народов Крыма, среди которого хозяйственные постройки и дома, усадьбы, источники, монументальные памятники, культовые сооружения в фотографиях XXI века.

 В альбоме представлены фотографии домов, поселений, бытовых занятий, снимки отображающие свадьбы, крестины, национальные праздники. Каждый житель Крымского полуострова независимо от времени проживания на этой территории, своей национальной, языковой или религиозной принадлежности вносил свой вклад в процветание Крыма, и это отображается на фотографиях представителей разных этносов – простых сельских тружеников, рабочих, предпринимателей, интеллигенции. Рассматривая фотографии начала XX века, можно отметить хорошее качество бумаги и изображения. В 1950-60е годы фотография становится массовой, утрачивается этническая специфика, в обществе происходят процессы аккультурации и ассимиляции. Поэтому снимки, сделанные после 60-х годов, выделены в самостоятельный раздел.

С момента формирования коллекции Крымского этнографического музея одну из основных ее частей составляли черно-белые фотографии. Рассматривая их, полностью погружаешься в эпоху создания фото, стараешься понять мысли людей, запечатленных на снимке, представить их образ жизни. И особенно это захватывает, когда рассматриваешь фотографии народов, проживающих в Крыму, сравниваешь быт, наряды, интерьер жилищ. Большую часть ранних фотографий передали музею дарители из национально-культурных обществ. Знакомство с дарителем начиналось с просмотра семейных фотоальбомов, воспоминаний о событиях и судьбах людей, запечатленных на фото. Передавая музею фотокарточки, люди отдают часть своей истории, истории рода, истории страны. Первой фотографией, занесенной в Книгу поступлений в феврале 1993 года, стал групповой портрет болгарской семьи, переданный в музей Д.Д. Раковой. Одна из ранних коллекций из девяти фотографий по культуре чехов поступила в музей в том же 1993 году из с. Лобаново Джанкойского района из семьи Л.И. Валесской.

Один из разделов фотоальбома представляет архитектуру народов Крыма. На фото изображены культовые, учебные и другие общественные сооружения. Эти фотографии стали результатом сотрудничества музея с фотографами Игорем Сальниковым и Викторией Темной, которые по просьбе руководства КЭМ сделали эти фотоснимки. В настоящее время в фотоальбоме представлено более 600 фотографий. Не все разделы получились равными по объему, что обусловлено наличием материала. Самые большие по числу изображений презентации насчитывают 68 и 75 снимков, самые короткие презентации 8 – 10 фотографий. В будущем планируется дополнение альбома новыми фотографиями, по мере комплектования проблемных тем.

Посетители музея проявили интерес к интерактивному устройству в экспозиции.  Теперь каждый может увидеть, то, как выглядели предки и даже поискать родственников. Выделение фотографий в отдельный тематический комплекс привлекает к ним внимание экскурсантов. Многие посетители после просмотра фотоальбома передают музею личные фотоснимки. Благодаря возможности прикоснуться к настоящей истории особый интерес альбом вызывает у школьников и студентов. Подобное информационное дополнение основной экспозиции привлекает посетителей еще и возможностью концентрировано увидеть этнографические фотографии из других музеев.

Установка сенсорного монитора в Крымском этнографическом музее повысила интерес экскурсантов к стационарной выставке «Мозаика культур Крыма». Появление фотографий крымчан среди музейных предметов приобщает людей к истории родного края. Такие проекты демонстрируют обывателю его вовлеченность в исторический процесс, показывают личную заинтересованность каждого в охране культурного наследия нашей страны. 

 

Список литературы:

1. Музеи в XXI века: новые реалии, новые подходы, новые возможности: Сборник материалов Республиканской научной конференции / Гл. ред. Непомнящий; Ред. Кол А.А. Плакида, Е.Г. Эмирова, М.М. Карпенко, А.В. Мальгин. – Симферополь: Доля, 2013. – 284 с.

2. Лица Тавриды. Народы: Альбом [Автор проэкта Прокопенков В.Н.]. – Симферополь: Издательство «ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2012. – 400 с.

3. Этнография Крыма XIX - XXI вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы и исследования. Вып 2. / Отв.ред. М.А. Араджиони, Ю.Н. Лаптев. – Симферополь. – 2012, 304 с..

4.Электронный ресурс: http://ethnocrimea.ru/ru/publish/sensornyj-monitor-v-krymskom-etnograficheskom-muzee.html

5.Электронный ресурс: http://www.culture.ru/materials/50729/visokie-tehnologii-v-sovremennih-muzeyah